
Российский Союз строителей намерен обратиться в Правительство России с просьбой ускорить внесение в Государственную Думу законопроекта, направленного на совершенствование механизма КРТ.
Такое решение содержится в Резолюции Открытого заседания Комитета РСС по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий, которое состоялось 16 мая 2023 года.
Участники заседания отметили, что несмотря на повышение инвестиционной активности в сфере жилищного строительства, в том числе при реализации проектов комплексного развития территорий, остается ряд негативно влияющих на нее факторов.
В частности, отсутствует возможность комплексного финансирования проектов КРТ жилой застройки, в границах которой расположены дома, признанные аварийными в различные периоды.
Не предусмотрено государственное финансирование расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 2022 года, и ветхого аварийного жилищного фонда.
Программы финансовой поддержки Фонда развития территорий не синхронизированы с программами «инфраструктурного меню» в рамках конкретных проектов КРТ.
В субъектах РФ применяются различные подходы при применении механизма КРТ, например, по вопросам выработки критериев для включения объектов ИЖС в границы территории КРТ, предоставление льгот для застройщиков, реализующих проекты КРТ и др.
Не применяется на практике установленный Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый вычет в размере до 80% от затрат, которые застройщики понесли при создании объектов инфраструктуры.
Не меньше проблемных вопросов возникают в сфере комплексного малоэтажного жилищного строительства.
Так, в настоящее время банки не готовы предоставлять проектное финансирование в этом секторе жилищного строительства в связи с отсутствием соответствующих стандартов и методик оценки рисков.
В отношении малоэтажного строительства к застройщикам предъявляются повышенные требования к размеру собственных средств, а также установлен повышенный коэффициент покрытия заемных средств свободными денежными потоками.
Не урегулирован вопрос о порядке получения разрешения на строительство малоэтажных жилых комплексов.
В отношении таких объектов отсутствует государственное финансирование по программе «стимул».
Комитет по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий выделил отдельный блок специфических проблем для Сибирского Федерального округа России.
Часть проблемных вопросов может быть разрешена с принятием законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельный законодательные акты Российской Федерации, об отмене отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект разработан Минстроем России и уже восемь месяцев проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
Помимо этого профильный комитет Российского Союза строителей подготовил ряд рекомендаций Минстрою России, Фонду развития территорий, ДОМ.РФ, Национальному объединению строителей и комитетам РСС.
В числе прочего рекомендуется усилить работу по разработке нормативных и методических документов в области подготовки и реализации проектов КРТ; разработать порядок предоставления субсидий на возмещение или оплату расходов понесенных при расселении аварийных жилых домов, расположенных в границах КРТ жилой застройки, независимо от периода признания таких домов аварийными; разработать порядок комплексного финансирования проектов КРТ; распространить программу «Стимул» на финансирование инженерной инфраструктуры при строительстве малоэтажных жилых комплексов.
Кроме того, необходимо организовать совещание с ЦБ РФ при участии крупнейших кредитных организаций по вопросу изменения условий кредитования строительства малоэтажных жилых комплексов и по другим вопросам проектного финансирования при долевом строительстве.
Наконец, представители профессионального сообщества намерены подготовить обращение в уполномоченные органы исполнительной власти о недопустимости изъятия в государственную или муниципальную собственность приватизированных земельных участков, расположенных под объектами капитального строительства, а также в ЦБ РФ и Правительство РФ о необходимости о снижения требований и регуляторной нагрузки на сектор ипотечного кредитования в платежеспособного спроса на рынке жилой недвижимости.
Резолюция будет направлена в Государственную Думу РФ, Минстрой России, Фонд развития территорий, ДОМ.РФ.