Конвертацию отлицензируют

studiostoks

Цифровая трансформация государственных органов России набрала обороты столь стремительно, что отголоски цифрового прогресса докатились и до предпринимательского сообщества.

Так, в правительстве подсчитали, что суммарные затраты хозяйствующих субъектов на создание, обработку и хранение бумажных документов ежегодно составляют 6 миллиардов человеко-часов. Общие затраты, связанные с бумажными документами, составляют около 3,5 триллионов рублей, что, в свою очередь, составляет порядка 3,7% от ВВП России (за 2018 год).

При этом, по данным, изложенным обзоре «E-Government 2018», подготовленном Департаментом экономики и социальных вопросов ООН, стоимость информационного обмена в цифровом формате в двадцать раз дешевле чем при использовании аналоговых средств электронной связи, в тридцать — чем по почте, в пятьдесят — чем при личном общении.

Вняв столь очевидной статистике, руководство страны определило в качестве одного из приоритетных направлений развития сокращение затрат на непроизводительные бизнес-процессы. Одним из результатов принятого решения стал законопроект, определяющий нормативную базу для дальнейшего развития системы электронного документооборота.

Речь идет о законопроекте № 1173189-7, направленном на совершенствование правового регулирования в сфере создания и использования электронных документов, а также на обеспечение возможности использования электронных документов на протяжении всего срока их хранения, в том числе при переходе на новые форматы.

По традиции, внедрение нового механизма, способствующего оптимизации процессов и экономии денежных средств, требует финансовых вложений. Так, законодатели предлагают ограничить перечень лиц, имеющих право на проведение конвертации электронных документов, создание электронных и материальных дубликатов документов, хранение электронных документов, в результате которой обеспечиваются неизменность юридической значимости электронных документов в процессе их конвертации и хранения. Такую деятельность смогут осуществлять либо непосредственные обладатели документов или лица, имеющие соответствующую лицензию.

В целом, тренд на цифровизацию деятельности государственных органов и предпринимательского сообщества, заданный правительством, представляется позитивным. Тем более, что для саморегулируемых организаций электронный документооборот и ведение электронных реестров давно не является terra incognita. Однако по факту даже на уровне общественных организаций мало кто заинтересован в реальном повышении прозрачности своей деятельности.

В частности, Национальное объединение строителей, имеющее многомиллионный бюджет, с 2017 года не может завершить простую оцифровку документов, поданных заявителями на включение в Национальный реестр специалистов в области строительства. При этом, на организацию архивного хранения бумажных документов только в 2020 году НОСТРОЙ потратил не менее 14-ти миллионов рублей (в т.ч. 4 млн – на оборудование и организацию архива НРС). Очевидно, что документы по сей день не оцифрованы вовсе не по причине отсутствия денег, специалистов, программного обеспечения и уж тем более – нормативной базы, а с целью сокрытия того факта, что НРС на добрую половину состоит из «мертвых душ».

Впрочем, что касается НОСТРОЙ, то функционеры национального объединения способны любую законодательную инициативу обернуть себе на пользу. Пока сложно судить, на сколько увеличатся взносы на содержание НОСТРОЙ в связи с острой необходимостью получить лицензию на конвертацию документов, но можно с уверенностью предсказать, что с появлением услуги по конвертации формат реестров будет меняться каждые полгода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*