Объём финансирования деятельности аппаратов саморегулируемых организаций строительного комплекса увеличился за минувший год на 20%.
Такой вывод содержится в ежегодном докладе о состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в 2018 году, подготовленном Министерством экономического развития РФ.
Ежемесячный анализ протоколов общих собраний уже давно утвердил правдорубов в понимании, что членские взносы в саморегулируемых организациях неуклонно растут – особенно в строительных СРО, где этот процесс не сдерживается межрегиональным принципом членства. Тем не менее знакомство с абсолютными величинами, установленными Минэкономразвития, поразит даже подготовленное воображение.
Совокупный объем расходов членов СРО на содержание аппарата СРО в виде членских взносов (без учета выплат разовых вступительных и целевые взносов) в 2018 году увеличился более чем на 7,5 миллиардов рублей:
Вид СРО |
Объем расходов на функционирование СРО в 2017 г. (руб) |
Объем расходов на функционирование СРО в 2018 г. (руб) |
Прирост (руб) |
СРОС |
23 451 950 800 |
27 432 920 000 |
3 980 969 200 |
СРОП |
7 103 076 500 |
9 461 740 000 |
2 358 663 500 |
СРОИ |
1 346 595 000 |
2 584 280 000 |
1 237 685 000 |
По данным Ростехнадзора, величина ежегодных членских взносов в СРО строительного комплекса в минувшем году варьировалась в следующих диапазонах:
- СРОС – от 50 000 до 560 000 рублей;
- СРОП – от 60 000 до 400 000 рублей;
- СРОИ – от 40 000 до 420 000 рублей.
Можно было бы предположить, что увеличение членских взносов обусловлено необходимостью разработки стандартов профессиональной деятельности, однако в докладе Минэкономразвития отмечается, что данная работы в отчетном году не осуществлялась должным образом. По данным ведомства, требования разработанных и изданных стандартов зачастую не отличаются от требований нормативных правовых актов, действующих в строительной сфере даже знаками препинания. Кроме того, согласно опросам, значительная часть профессионального сообщества не заинтересована во временных и финансовых затратах на разработку стандартов, воспринимая систему саморегулирования как более затратный аналог лицензирования, навязанный государством.
Объем финансирования контрольной деятельности саморегулируемых организаций также увеличился незначительно:
- с 1 162,2 до 1 172,6 млн рублей в СРОС;
- с 392,8 до 447,6 млн рублей в СРОП;
- с 60,8 до 68,9 млн рублей в СРОИ.
Напомним, что, по оценкам ведомства, функции контроля и стандартизации будут эффективно осуществляться и, соответственно, финансироваться только в условиях реальной ответственности саморегулируемых организаций строительного комплекса. Пока же столь существенное увеличение объема финансирования деятельности аппарата СРО представляется чиновникам необоснованным.