ИЖС: проблемы и решения

uzenzen

Для развития индивидуального жилищного строительства требуется доработать и утвердить соответствующую государственную программу. С таким заявлением первый вице-президент Российского Союза строителей Владимир Дедюхин выступил на совместном заседании Комитета ТПП РФ и Комиссии по ИЖС Общественного совета при Минстрое России.

Он подчеркнул, что программа должна содержать конкретные целевые показатели и объемы планируемых к выделению бюджетных средств, в том числе в области развития производства домокомплектов с высокой степенью заводской готовности и инновационных строительных материалов для ИЖС.

Владимир Дедюхин напомнил, что развитие индивидуального жилищного строительства, осуществляемого индустриальным способом, является одним из важнейших направлений проекта Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года. В частности, документ предполагает, что уже к 2029 году объемы ежегодного ввода такого жилья составят 50 млн квадратных метров. Однако в настоящее время на пути развития ИЖС стоит ряд серьезных проблем.

Так, банки по-прежнему оценивают строительство коттеджных поселков как проекты с высокими рисками и низкой маржинальностью. Как следствие, процентная ставка для таких застройщиков существенно выше, чем для застройщиков, строящих многоквартирные дома. Таким образом, федеральный закон о возможности применения механизма проектного финансирования с использованием эскроу-счетов при строительстве ИЖС индустриальным способом пока не имеет широкого распространения на практике.

Кроме того, на ИЖС не распространяются существующие программы субсидирования, льготного ипотечного кредитования, инфраструктурных облигаций. Тогда как вопрос обеспечения инфраструктурой является самым сложным и капиталоемким для проектов ИЖС.

Наконец, в настоящее время отсутствуют государственные стандарты проектирования индивидуального жилья и общественных территорий малоэтажных поселков.

Для решения перечисленных проблем Российский союз строителей предлагает, в первую очередь, максимально выровнять условия деятельности застройщиков, которые строят объекты ИЖС индустриальным способом, и застройщиков, которые осуществляют строительство МКД. А лучше — предусмотреть для застройщиков ИЖС более льготные условия деятельности, учитывая, что такие проекты являются более капиталоемкими и имеют более длительный период окупаемости.

Помимо этого, в развитии ИЖС требуется активное участие региональных органов власти — в первую очередь, по вопросам предоставления обеспеченных инфраструктурой земельных участков для строительства.

«Необходимо, чтобы сами местные власти стали заказчиками проектов комплексного ИЖС, только при таких условиях возможна их реализация», — подчеркнул Владимир Дедюхин. Он предложил, по примеру Белгородской области, создать в каждом регионе региональных операторов ИЖС, которые будут иметь особый статус при получении земельных участков под строительство, при взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями, с банками при получении кредитов и т.д.

Наконец, по мнению экспертов РСС, необходимо развивать строительную индустрию, промышленность строительных материалов и строительные технологии для индустриального домостроения.

Все перечисленные предложения должны стать основой доработанной государственной программы развития индивидуального жилищного строительства.

Напомним, что проект такой программы был разработан еще два года назад, однако был заморожен на стадии общественного обсуждения. Документ предполагал, что объемы ввода ИЖС увеличатся до 40 млн квадратных метров ежегодно к 2024 году, а бюджетное финансирование за четыре года действия программы превысит 137 млрд рублей.

На сегодняшний день мероприятия по развитию ИЖС содержатся в правительственной инициативе «Мой частный дом», а также в проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Последняя, в частности, предполагает реализацию целого комплекса мероприятий для достижения целевых показателей в данной области:

  • совершенствование законодательного регулирования в сфере ИЖС;
  • градостроительная подготовка земельных участков для ИЖС;
  • создание условий для ипотечного кредитования ИЖС, в том числе при строительстве хозяйственным способом;
  • распространение проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу на ИЖС;
  • упрощение процедуры предоставления земельных участков на льготных условиях;
  • выработка комплекса мер, направленных на обеспечение доступности жилья;
  • формирование банка земельных участков с доступной инженерной и транспортной инфраструктурой;
  • оптимизация процедур по обеспечению объектов ИЖС необходимой жилищнокоммунальной инфраструктурой;
  • внедрение социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения в субъектах Российской Федерации;
  • установление «выравненного платежа» за подключение ко всем видам сетей;
  • внедрение реестра типовых проектов для строительства индивидуальных жилых домов;
  • запуск массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом;
  • реализация комплекса мер по развитию деревянного домостроения, включая мероприятия по стимулированию производства и применения домокомплектов из дерева.

Документ уточняет, что для обеспечения развития индустриального строительства индивидуальных жилых домов на территориях комплексного развития необходима градостроительная подготовка и обеспечение инфраструктурой более 72 тысяч гектаров земли в двадцати населенных пунктах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*