
Законопроект-спутник Федерального закона о контроле и надзоре вышел на финишную прямую. 19 мая 2021 года депутаты Государственной думы во втором чтении приняли законопроект № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Отметим, что закон-спутник вносит изменения в 132 федеральных закона, содержит 754 страницы текста и устанавливает единообразные требования к 123 видам контроля.
Большой блок поправок будет внесен в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и отраслевое законодательство, регулирующее порядок контроля и надзора в сферах деятельности, где членство в СРО является обязательным. В частности, отдельное регулирование надзора предусмотрено для СРО финансовой сферы, контроль над которыми осуществляет Центральный банк.
Напомним, что основной блок поправок в закон о СРО касается обеспечения возможности электронного документооборота между членами СРО и СРО, между СРО и органами государственного надзора.
Ко второму чтению в законопроект добавлена возможность использования информационных и коммуникационных технологий дистанционного участия при рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о применении мер дисциплинарного воздействия. В первом чтении такая возможность уже была предусмотрена для проведения заседаний постоянного коллегиального органа СРО.
Также в 315-ФЗ вводятся предельный срок исполнения предписаний контрольных органов по устранению выявленных нарушений — в шестьдесят дней. По обращению СРО срок исполнения предписания может быть однократно продлен.
В связи с появлением возможности заключения саморегулируемой организацией соглашений о признании результатов ее деятельности, появится и новый вид контроля. В отношении такой СРО контрольным (надзорным) органом будет осуществляться контроль за соблюдением условий заключенного соглашения о признании.
Интересно, что в отдельных случаях соглашения о признании результатов деятельности могут быть использованы и самими СРО. Так, для СРО аудиторов вводится право признать плановую внешнюю проверку качества работы аудиторской организации осуществленной в случае, если в отношении деятельности такой аудиторской организации в соответствующем периоде уполномоченным федеральным органом была осуществлена плановая проверка.
Федеральный государственный надзор над саморегулируемыми организациями с добровольным участием не предусмотрен.
Кроме того, у СРО появится право формирования плана проверок своих членов на основе риск-ориентированного подхода. Как и в случае с государственным контролем, при использовании риск-ориентированного подхода к формированию плана проверок выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется путем отнесения деятельности членов СРО к определенной категории риска. Категории и критерии риска определяются саморегулируемой организацией в соответствии с ее внутренними документами. Однако федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию соответствующего вида предпринимательской или профессиональной деятельности, или Банк России вправе установить требования к категориям риска, критериям отнесения деятельности членов саморегулируемой организации к определенной категории риска.
Отметим, что положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при организации и осуществлении федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций будут применяться до 31 декабря 2024 года.
В Градостроительный кодекс вносятся поправки, относящие регулирование федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций строительной сферы на уровень Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и отдельный пункт о неприменении системы оценки и управления рисками причинения вреда при осуществлении данного вида контроля.
Также в Градкодексе уточняется регулирование государственного строительного надзора, порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, уточняются наименования видов контроля, осуществляемых при строительстве.
Напомним, что принятый во втором чтении закон также существенно упрощает и унифицирует систему лицензирования. Для выдачи всех видов государственных лицензий вводится единая реестровая модель и существенно упрощается процедура внесения изменений в уже выданные лицензии.
В заключение отметим, что законодатели согласовали право Правительства РФ устанавливать особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении субъектов экспериментального правового режима. В частности, специальное правовое регулирование организации и осуществления государственного и муниципального контроля может быть установлено в отношении федеральной территории «Сириус», свободного порта Владивосток, свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, территорий опережающего социально-экономического развития, инновационного центра «Сколково», особых экономических зон, Арктической зоны Российской Федерации.
Как и базовый федеральный закон о контроле, закон-спутник вступит в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки. В частности, полный и окончательный переход на реестровую модель деятельности по лицензированию запланирован на 1 марта 2022 года.
Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством до 1 января 2022 года.