Иностранцы в НРС: включить нельзя отказать

К.Иванов, В.Брискин. 1954 г.

Далеко не все СРО озабочены исключительно борьбой за взносы своих корпоративных членов. Некоторые активно поднимают вопросы совершенствования действующего законодательства и устранения пробелов, затрудняющих жизнь проектных и изыскательских компаний на российском рынке.

В частности, несколько конкретных предложений связанных с устранением трудностей включения в НРС иностранных специалистов прозвучало на круглом столе НОПРИЗ в докладе генерального директора СРО Ассоциация специализированных организаций нефтехимической и нефтегазовой промышленности «НЕФТЕГАЗСЕРВИС» Владимира Баса.

Руководитель СРО напомнил, что, не смотря на богатства природных ископаемых в Российской Федерации и активную их разработку и реализацию, передовые технологии по добыче и переработке газа и нефти во многом определяются при помощи инженеров иностранных компаний. То же касается и компонентов оборудования объектов нефтегазохимической промышленности, закладываемых при проектировании подобных объектов капитального строительства.

При этом, по мнению докладчика, в настоящее время четко обозначился ряд проблем при реализации иностранными компаниями своего права на участие в саморегулируемых организациях строительного комплекса, а также включения ответственных работников таких организаций в Национальные реестры специалистов.

Так, согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ, части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, иностранные граждане и их объединения (юридические лица) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ и российскими организациями, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом и Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ предусмотрено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ и статья 1 Гражданского кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ иностранное юридическое лицо вправе быть принятым в члены саморегулируемой организации, если требованиям, установленным действующим законодательством и внутренними документами такой саморегулируемой организации. При этом дополнительные требования к иностранным юридическим лицам могут быть установлены только на уровне федерального законодательства. Вместе с тем в процессе реализации законодательства о градостроительной деятельности обнаружились проблемы с членством иностранных компаний в СРО, устранить которые возможно только посредством внесения изменений в федеральное законодательство.

I.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ не менее чем два специалиста по месту основной работы члена СРО (главный инженер и/или главный архитектор) должны быть включены в Национальный реестр специалистов. Требование это распространяется в том числе и на иностранные компании. При этом согласно пункту 5 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ у иностранного специалиста должно быть разрешение на работу.

Таким образом выделяется первая проблема, касающаяся специалистов-граждан стран ближнего зарубежья.

Согласно статье 327.2 и пр. ТК РФ при приеме на работу иностранный гражданин предоставляет в том числе разрешение на работу или патент.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности. Согласно указанной же статье патент — документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Системное толкование норм законодательства РФ позволяет сделать вывод, что патент несколько отличается от разрешения на работу, но, в том же время по своему правовому содержанию является его разновидностью. Так, патент получает иностранный гражданин при отсутствии требований о получении визы и необходимости работы только в определенном субъекте РФ.

По мнению докладчика Круглого стола, дословное и ограничительное толкование «разрешения на работу» приводит к незаконной дискриминации лиц, имеющих право на получение патента на трудовую деятельность, без каких-либо достаточных к тому оснований, и, как минимум, противоречит статьям 34, 37 и 62 Конституции Российской Федерации.

На практике, отсутствие разрешения на работу при наличии патента у граждан ближнего зарубежья становится основанием для отказа во включении специалиста в Национальный реестр.

В этой связи, Ассоциацией «НЕФТЕГАЗСЕРВИС» предлагается изложить пункт 5 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в следующей редакции:

«5) наличие разрешения на работу или патента (для иностранных граждан)», либо вообще исключить данный пункт части 6 статьи 55.5-1, как не относящийся, по сути, к вопросам градостроительного регулирования.

II.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ у специалиста иностранной компании, претендующего на включение в Национальный реестр специалистов, должно быть высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.

И здесь выявляется вторая проблема.

Во исполнение части 13 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ Приказом Минстроя России от 06.04.2017 г. №688/пр утвержден перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства (далее – Перечень).

В указанном Перечне Минстрой России приводит российские коды специальностей, которые, на практике, не всегда возможно однозначно соотнести с образованием специалистов иностранных компаний, что также является основанием для отказа во внесении указанных специалистов в Национальный реестр.

В этой связи, по мнению докладчика, следует исключить цифровое обозначение специальностей из Перечня, а при применении Приказа и наименования специальностей Минстрою России, желательно, указать на необходимость определения тождественности специальности иностранного специалиста не по формальному наименованию и/или коду, а по содержанию с учетом нострификации документа об образовании, о чём сделать примечание в конце Приказа под соответствующим астериском.

В заключение публикации можно отметить, что указанные Владимиром Басом коллизии приводят к поиску и подбору иностранными соискателями членства в СРО (зачастую с использованием не вполне законных способов) российских специалистов с фиктивным включением их в свой штат сотрудников фирмы в целях не фактического, но формального соответствия требованиям российского законодательства и СРО. Данный спрос в свою очередь, (не)естественным образом, стимулирует рынок продаж документов специалистов, внесенных в Национальный реестр, что приводит к выявлению косвенной третьей проблемы – так называемой «торговле специалистами из НРС».

Указанные выше проблемы признаются Минстроем России (имеется ряд писем министерства по поднятой теме, датированных ещё 2017-ым годом), но до реального их решения по-прежнему далеко. Однако, заявления представителей министерства вселяют надежду, что чаяния профессионального сообщества будут услышаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*