Инициатива наказуема исполнением

studiostoks

Экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства намерен дать второй шанс ряду законопроектов, касающихся строительного саморегулирования.

Опубликованный план работы Экспертного совета на период весенней сессии 2021 года включает 16 законопроектов, относящихся к секции № 1 «Архитектура и градостроительство. Долевое строительство. Саморегулирование».

Шесть законопроектов касаются непосредственно саморегулирования в строительной отрасли, причем некоторые из них давно знакомы профессиональному сообществу, так как не первый год буксуют в Государственной Думе РФ.

Так, законопроект № 374843-7, направленный на введение обязательного членства в саморегулируемых организациях для организаций негосударственной экспертизы, был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента еще в январе 2018 года и даже принят в первом чтении. Однако документ вызвал резкую критику со стороны участников профессионального сообщества, которые сочли введение саморегулирования строительной экспертизы несвоевременной мерой и предрекли снижение качества работы экспертов. Впоследствии сроки рассмотрения законопроекта ко второму чтению несколько раз переносились, пока он вовсе не исчез с повестки дня.

Не менее драматично складывалась судьба законопроекта № 513907-7, внесенного в июле 2018 года и предусматривающего введение субсидиарной ответственности саморегулируемой организации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения её членом обязательств по договорам участия в долевом строительстве.  Инициатива принадлежала депутату Государственной Думы от коммунистической партии Юрий Афонин, заявившему, что использование средств компенсационных фондов строительных СРО позволило бы без привлечения бюджетных средств сделать шаг в решении проблемы обманутых дольщиков в Российской Федерации, которая «носит острый социальный характер и ведет к росту протестных настроений».

Законопроект не встретил одобрения ни у Правительства РФ, ни у Правового управления Государственной Думы РФ, ни у участников саморегулируемого сообщества: эксперты сошлись во мнении, возложение на СРО ответственности за действия застройщиков, не являющихся и не являвшихся членами таких СРО, не соответствует основополагающим принципам саморегулирования, предлагаемое документов использование средств компенсационных фондов противоречит их целевому назначению. Как следствие, Комитет ГД по транспорту и строительству 11 февраля 2020 года рекомендовал отклонить данную инициативу.

Законопроект № 663958-7, внесенный в марте 2019 года депутатами Государственной Думы от фракции Справедливая Россия, напротив встретил горячую поддержку членов профессионального сообщества. Документ призван урегулировать коллизию о минимальном размере компенсационных фондов СРО, подлежащих обязательному размещению на специальных счетах в уполномоченных банках. Согласно законопроекту, СРО, пострадавшая в ходе банковского кризиса и утратившая средства компенсационного фонда в кредитном учреждении с отозванной лицензией, обязана уведомить об этом орган надзора и национальное объединение СРО, а также восполнить недостающие средства до размера, достаточного для обеспечения ответственности действующих членов СРО.

Уже в апреле строительные компании России направили открытое письмо Председателю Государственной Думы РФ Вячеславу Володину с просьбой взять под личный контроль рассмотрение данной инициативы и не допустить злоупотребления своими правами рассматривающих законопроект депутатов. Однако то ли письмо не дошло до адресата, то ли Вячеслав Володин не проникся проблемой, документ забуксовал на этапе подготовки к первому чтению.

Законопроект № 909970-7 относится к числу более свежих инициатив. Документ внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в феврале 2020 года и предусматривает усиление банковского контроля за использованием средств компенсационных фондов СРО строительной сферы. В частности, авторы законодательной инициативы предлагают урегулировать вопрос контроля банков за соответствием назначения и размера платежа, указанного в распоряжении о перечислении средств компенсационного фонда, содержанию документов, представленных саморегулируемой организацией в качестве основания для составления распоряжения, и установленным требованиям к направлению расходования таких средств. А также добавить правовой механизм отказа кредитной организации в выполнении распоряжения СРО о перечислении средств компенсационных фондов в случае непредставления необходимых документов.

В отличие от предыдущего законопроекта этот документ был раскритикован экспертами. Так, Национальное объединение строителей в лице президента Антона Глушкова обратилось к председателю Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгению Москвичеву и бывшему Министру строительства и ЖКХ РФ Владимиру Якушеву с просьбой воспрепятствовать его принятию. Президент НОСТРОЙ заявил, что принятие законопроекта понизит качество градостроительного законодательства Российской Федерации с точки зрения юридической техники, откроет дорогу недобросовестным организациям для незаконного вывода средств компенсационных фондов. Впрочем, этот голос тоже не был услышан: законопроект был принят в первом чтении в декабре прошлого года и включен в примерную программу законопроектной деятельности на февраль текущего года.

Законопроект № 934502-7 об обязательной независимой оценке квалификации специалистов в области строительства был внесен в марте 2020 года депутатом от фракции Справедливая Россия Ольгой Епифановой и предложил замену документа о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет на свидетельство о прохождении независимой оценки квалификации. Эту инициативу профессиональное сообщество поддержало, отметив, что независимая оценка квалификации будет способствовать внедрению персональной ответственности за качество подготовки проектной документации, а также повышению качества инженерных изысканий, архитектурно строительного проектирования и безопасности строительства в целом. Однако Правовое управление подготовило отрицательный отзыв на законопроект, заявив, что предлагаемые изменения не согласуются с Трудовым кодексом РФ, и процесс прохождения документом дальнейшей процедуры на этом забуксовал.

Наконец, законопроект № 1083420-7 был внесен в Государственную Думу под занавес прошлого года. Авторы инициативы – группа депутатов от фракции Единая Россия – предлагают наделить саморегулируемые организации правом уплачивать отчисления на нужды Национального объединения за счет дохода (части дохода), полученного от размещения и (или) инвестирования средств компенсационных фондов. Помимо этого, на нужды Национальных объединений саморегулируемых организаций может быть направлена часть дохода от размещения и (или) инвестирования средств компенсационных фондов, которые зачислены на счет соответствующего Национального объединения. В настоящее время документ направлен в Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству.

Добавим, что весенняя сессия станет финальной для нынешнего состава Государственной Думы – осенью депутаты будут переизбраны. Возможно, она положит конец и некоторым из перечисленных здесь законодательных инициатив.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*