Совещание НОСТРОЙ, посвященное практическому применению рекомендаций для проведения общих собраний членов СРО с использованием средств ВКС, можно убедиться, что у профессионального сообщества больше вопросов, чем ответов. Это связано с тем, что в методических рекомендациях даны совершенно не нужная аргументация и вариативность поведения при проведении таких общих собраний.
Скажу честно, мне очень импонирует идея проведения ОСЧ СРО с ВКС и я готов работать над ее совершенством. Полагаю, надо начать с определения основных признаков проведения ОСЧ в классической очной форме и с проведением ВКС, чтобы выявить существенные отличия. И вот что у меня получилось:
№ п/п | Наименование признака | Классическое общее собрание в очной форме | Общее собрание с применением ВКС |
1. | Присутствие на общем собрании членов СРО | личное пребывание в месте проведения общего собрания. | участие в общем собрании путем нахождения в месте в отличном от места проведения общего собрания с использованием электронных и технических средств, программного обеспечения, создающих эффект телеприсутствия в месте проведения общего собрания |
2. | Место проведения общего собрания | помещение, иное недвижимое имущество, например земельный участок, пространство, имеющее соответствующие идентификаторы для его определения (например, кадастровый номер, адрес и т.д.) | конкретное место проведения собрания с достоверностью определить не представляется возможным, поэтому, как правило, отражается помещение, иное недвижимое имущество, например земельный участок, пространство, имеющее соответствующие идентификаторы для его определения, выбираемое инициатором общего собрания |
3. | Идентификация участника общего собрания | проверка полномочий физического лица для волеизъявления по вопросам общего собрания. Осуществляется как правило визуально. Включает 2 этапа: а) проверка по квалифицирующему признаку принадлежности к участникам гражданско-правового сообщества; б) проверка соответствия личности представленным документам. | проверка полномочий физического лица для волеизъявления по вопросам общего собрания. Осуществляется визуально и/или с использованием электронных и технических средств, программного обеспечения |
4. | Фиксация идентификации участника общего собрания | регистрация с проставлением собственноручной подписи в журнале регистрации участников общего собрания | регистрация в журнале регистрации участников общего собрания с использованием электронных и технических средств, программного обеспечения. |
Все остальные признаки не имеют никакого значения, так как они вариативны в зависимости от того какой порядок установлен будет к участникам гражданско-правового сообщества. И в равной степени применим к обеим рассматриваемым формам проведения общих собраний.
В указанных 4 признаках и кроются основные проблемы. Но они решаемые.
Первая проблема связана с присутствием в месте проведения ОСЧ. Если мы определяем местом проведения ОСЧ пространство в виде территории субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, то с учетом территориального принципа членства в СРО такое определение места проведения ОСЧ будет соответствовать закону, ведь любой территория субъекта РФ четко определена и имеет конкретные границы, а все члены СРО находятся именно в них. Несомненно, в протоколах ОСЧ с ВКС придется дополнительно прописывать и место нахождения администратора общего собрания.
Если с местом решили, то и проблема одновременного пребывания сразу же решается, ведь все участники (т.е. совместно) находятся в момент (время) проведения ОСЧ с ВКС именно в одном месте проведения общего собрания.
Собственно вот оно емкое и короткое обоснование, которое любой суд примет.
Теперь надо бы разобраться с идентификацией участников. Тут конечно сложнее.
Если сразу задать цель на получение неопровержимого результата, то исключаем любую вариативность действий и выстраиваем единую систему идентификации личности и сопоставление информации в представленных документах.
Опишу кратко, как я это вижу и понимаю. Обязательное применение усиленной квалифицированной ЭЦП ко всем представляемым документам и копиям документов, так как только такая ЭЦП законодательно приравнена к собственноручной подписи. Обязательное представление цветных сканкопий документа удостоверяющего личность. И в целях исключения любых возможных недоразумений по участию в общем собрании, по волеизъявлению и т.д. проводить голосование с применением системы опознавания голоса, т.е. голосовать участник должен высказав определенную фразу с явно выраженным волеизъявлением, которая записывается и распознается применительно к конкретному физическому лицу. Программы такие есть, цена их мне не известна. Функциональные возможности такой программы:
- возможность идентифицировать пользователя, т.е. реальное подтверждение подлинности субъекта получающего права доступа;
- существенно повышается защищенность систем и, в то же время, упрощается процесс идентификации пользователя — пользователь не должен запоминать, вводить и периодически менять пароли доступа в различные системы;
- отсутствует возможность потери или кражи ключа. Ваш голос — Ваш ключ;
- в силу простоты процесса аутентификации его можно инициировать значительно чаще, чем позволяют традиционные системы (запрашивающие имя пользователя и пароль);
- во всех случаях, кроме случаев взлома защиты, можно доказать авторство того или иного электронного действия, подтвержденного голосовой идентификацией/верификацией;
- затрудняется дистанционный подбор идентифицирующей информации;
- высокая надежность и стабильность работы системы;
- невозможно предъявить идентификатор третьим лицом.
Решив таким образом задачу с идентификацией довольно несложно, практически в автоматическом режиме решаются вопросы с регистрацией в журнале участников ОСЧ с ВКС и вопрос голосования по доверенностям.
Но тут надо помнить, что идентификация голоса и получение цветных сканкопий документа удостоверяющего личность сопряжены с обработкой персональных данных, в том числе биометрических (фото, голос). Поэтому очень важно этот вопрос досконально обработать в своих внутренних документах и не забывать получать согласие субъекта персональных данных.
Последнее, на что хотел бы обратить внимание уважаемых читателей – это на норму подпункта 1 пункта 1 статьи 181.4, которая гласит, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания. Ключевое тут – повлияло ли нарушение на волеизъявление или нет. Уверен, если техническую сторону проведения ОСЧ с ВКС НОСТРОЙ решит, то при предлагаемой схеме реализации иных нарушений не будет.
ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО