Государственный контроль изменит вектор

studiostoks

Вскоре контрольные (надзорные) органы смогут  признавать результаты контрольной деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством в отношении своих членов. Это станет возможным после подписания законопроекта № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который депутаты Государственной Думы РФ приняли в третьем чтении 22 июля текущего года.

Для того, чтобы механизм признания результатов контрольной деятельности СРО заработал, он должен быть предусмотрен Федеральным законом о виде контроля1, после чего СРО должна заключить соответствующее соглашение с контрольным (надзорным) органом в своей сфере деятельности. Однако, соглашение о признании может быть заключено с саморегулируемой организацией только по истечении трех лет с даты внесения сведений о ней в государственный реестр. Кроме того, такая саморегулируемая организация должна сформировать компенсационный фонд возмещения вреда в целях обеспечения имущественной ответственности по обязательствам своих членов в размере не менее чем 25 тысяч рублей в отношении каждого члена (в большинстве добровольных СРО взнос в КФ значительно ниже).

Признание результатов деятельности саморегулируемой организации, существенные условия соглашения о признании результатов деятельности, порядок заключения, регистрации и прекращения действия соглашения о признании результатов деятельности, порядок контроля за соблюдением условий соглашения о признании результатов деятельности будет осуществляться на основании критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Указанные критерии должны учитывать:

  • количество случаев причинения вреда (ущерба) вследствие недостатков, произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого количества во времени;
  • совокупный реальный вред (ущерб) вследствие недостатков, произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого вреда (ущерба) во времени;
  • принятие саморегулируемой организацией внутренних документов, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • осуществление выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и (или) внутренними документами саморегулируемой организации, соотношение размеров таких выплат, сроки их осуществления, случаи отказов саморегулируемой организации от осуществления таких выплат;
  • установление саморегулируемой организацией требований к своим членам, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
  • эффективность контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;
  • эффективность применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
  • случаи привлечения саморегулируемой организации к ответственности за правонарушения в области деятельности саморегулируемых организаций.

Деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов саморегулируемой организации, с которой было заключено соглашение о признании результатов деятельности.

Также освобождение контролируемого лица от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий возможно в случае наличия договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) причиненного вследствие нарушения обязательных требований.

Законопроект не предусматривает применение механизма признания деятельности в СРО с обязательным членством. Вместе с тем, в общие требования к проведению контрольных   (надзорных) мероприятий вошло требование по привлечению СРО соответствующего вида к обязательному участию в контрольном мероприятии.

Напомним, что Минэкономразвития России практически полностью переписало законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» после того, как документ был принят в первом чтении. Неизменной осталась лишь основная идея проекта – переход от карательного к риск-ориентированному подходу.

В соответствии с законопроектом объекты контроля будут отнесены к одной из шести категорий риска причинения вреда: от низкого до чрезвычайно высокого. Для каждой категории риска, кроме низкого, должны быть установлены виды разрешенных контрольно-надзорных мероприятий и их частота. Так, в отношении объектов с чрезвычайно высоким риском проводится не менее одного и не более двух плановых контрольно-надзорных мероприятий в год, в отношении объектов с высоким риском – не менее одного в четыре года, а со значительным – не более одного мероприятия в два года. Если объект относится к категории среднего риска, то контрольно-надзорные мероприятия должны проводиться не менее одного раза в шесть лет, а для категории умеренного риска – не более одного мероприятия в три года.

Таким образом, контрольно-надзорные органы смогут сосредоточиться на выявлении нарушений, которые несут наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.

Нормы закона о государственном и муниципальном контроле в случае его принятия вступят в силу с 1 июля 2021 года. С этой же даты начнется формирование единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Ввод указанного реестра в эксплуатацию намечен на 1 января 2022 года. До этого срока должны быть утверждены  положения о видах регионального государственного контроля и о видах муниципального контроля.

В 2021 году органы госконтроля при планировании проверок и профилактических мероприятий  продолжат руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, но Правительство РФ будет обязано установить особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом новых требований.

Законопроект № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в паре с законопроектом №851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который также был принят в третьем чтении, задуманы как ключевые документы реформы контрольно-надзорной деятельности. Реформа ведется по поручению Президента РФ Владимира Путина, и по первоначальному плану, должна была быть завершена в текущем году.


1Законопроектом предусмотрено, что виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*