Государственные закупки становятся прозрачней

studiostoks

Федеральное казначейство подготовило обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во II полугодии 2019 года.

Ведомство проводило контрольные мероприятия в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Большинство ошибок в части расчета начальной (максимальной) цены контракта связано с использованием неверной ценовой информации, а также с некорректным применением методов определения цены контракта.

Так, при расчете начальной (максимальной) цены контракта не следует использовать информацию о ценах товаров, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке, предложения поставщиков, которые не поставляют идентичные товары, а также предложения поставщиков, чьи условия не сопоставимы с условиями планируемой закупки.

При этом, согласно обзору ведомства, заказчики допускали недочеты при выборе методов определения цены. В частности, методы использовались некорректно (например, заказчик применил нормативный метод, однако предельная цена на товары в требованиях к ним не была утверждена), не применялись основные методы, хотя такая возможность была.

Федеральное казначейство выделило нарушения, которые способствовали завышению начальной (максимальной) цены контракта:

  • заказчики не составили калькуляцию затрат стоимости по каждому элементу затрат. Например, не сформировали перечень составных элементов работ, не указали их цену, цену каждой составной части, входящей в услуги;
  • определили накладные расходы без их детализации и расчетов;
  • использовали ценовую информацию, которая поступила от аффилированных лиц;
  • использовали усредненные данные без их расчета и подтверждения источников формирования.

Множество ошибок было выявлено на этапе исполнения контракта. В частности, заказчики не начисляли и не взыскивали пени и штрафы, принимали товар, характеристики которого не соответствовали условиям контракта, изменяли виды работ (услуг) в ходе их выполнения (оказания), принимали и оплачивали строительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, а также фактически не поставленные товары.

В свою очередь, аналитики Счетной палаты изучили данные о государственных закупках в рамках национальных и федеральных проектов. Разработанная ими методика, размещенная на портале «Госрасходы», позволяет увидеть текущий статус исполнения контрактов, нагрузку на поставщиков, долю закупок у единственного поставщика и число контрактов, которые получили малые и средние предприятия.

Данные мониторинга свидетельствуют, что проблема недостаточного освоения бюджета не решена. В частности, в 2019 году ни по одному нацпроекту бюджет на закупки не был полностью исполнен, и только у шести проектов исполнение приблизилось к 90%. По сумме контрактов с малыми и средними предприятиями с начала 2020 года лидируют Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (44,9% от общей суммы на бюджеты), «Цифровая экономика» (18,6%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (16,3%). А лидером по суммам заключенных контрактов с единственным поставщиком стал нацпроект «Цифровая экономика» – 73,8% от общего бюджета на закупки в рамках этого проекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*