Главный по картелям

Vectorpocket

Законопроект, повышающий эффективность выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, был принят в первом чтении.

Вчера, 19 февраля, нижняя палата парламента рассмотрела законопроект № 848392-7, внесенный правительством и существенно расширяющий полномочия Федеральной антимонопольной службы в деле борьбы с картельным сговором.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский, представивший проект федерального закона депутатам Государственной думы РФ, отметил, что картели являются одним из основных нарушений российского законодательства, тормозящих развитие страны. По его словам, только в прошлом году было выявлено 926 картельных и иных антиконкурентных соглашений, большинство из которых были заключены на торгах, в т.ч. с органами власти и государственными заказчиками. По оценкам Совета безопасности РФ, экономика страны от различного рода сговоров на торгах теряет до 1,5% ВВП ежегодно.

Андрей Цариковский особенно подчеркнул, что законопроект не столько дает антимонопольному органу новые полномочия для выявления картелей, сколько уточняет уже имеющиеся полномочия.  В частности, одна из новелл законопроекта предусматривает право ФАС получать от правоохранительных органов результаты оперативно-розыскных мероприятий, если речь идет об уголовно наказуемых картелях. Замглавы ведомства отметил, что Служба может получать данные материалы и сегодня, но соответствующая процедура очень длительная и запутанная. «Мы просим дать право, подчеркиваю, право, а не обязанность, правоохранительным органам передавать материалы оперативно-розыскной мероприятий напрямую в ФАС. ФАС при этом ни в каком случае не получает право самостоятельно проводить такие мероприятия», – заявил спикер.

Еще одна новелла, вызвавшая множество дискуссий, это право ФАС при проведении внезапных проверок по делам о картелях изымать предметы и документы, имеющие доказательное значение.

Также законопроект предусматривает право антимонопольных органов получать персональные данные и сведения об абонентах услуг связи – юридических лицах. Речь идет не о содержании разговоров, а о предоставлении IP-адресов. «Мы уже имеем право получать эти данные в случае, если участие в торгах осуществляется с персональных компьютеров. Но мы сталкиваемся с тем, что все больше и больше деловых процедур осуществляются через мобильные средства связи», – заметил Андрей Цариковский, добавив, что данная новелла – не более, чем ответ на вызовы времени.

В свою очередь, содокладчик по законопроекту № 848392-7, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко заявил, что дополнительные полномочия, которыми предлагается наделить антимонопольные органы, нуждаются в существенной доработке и анализе. Они могут привести к увеличению необоснованного давления на бизнес и рискам злоупотребления правом со стороны проверяющих органов, что может негативно повлиять на условия осуществления предпринимательской деятельности в целом.

Чиновник отметил, что экспертное сообщество резко отрицательно восприняло законопроект, когда тот проходил процедуру оценки регулирующего воздействия. «Мы получили содержательные письма с мотивированным обоснованием их позиции от ТПП, РСПП, «Деловой России». Также негативно высказались в отношении предлагаемых изменений ряд наших крупнейших компаний, таких как Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл и другие. Они являются фактически локомотивом роста российской экономики и нельзя не прислушиваться к их мнению», – сказал Денис Кравченко, добавив, что замечания и критика поступили практически от всех правоохранительных органов.

Дальнейшее обсуждение законопроекта проходило в форме оживленной дискуссии: вопросы и замечания к документу высказали полтора десятка депутатов.

С резкой критикой выступила фракция «Справедливая Россия» в лице депутата Валерия Гартунга. Последний заметил, что с такими итогами процедуры оценки регулирующего воздействия настоящая редакция законопроекта вообще не должна была попасть на рассмотрение нижней палаты парламента. По мнению спикера, законопроект лишь усугубляет проблему недоверия бизнеса органам власти, не решая при этом основных проблем экономики. «Российская экономика больше всего теряет на госзакупках, которые регулируются 44-м и 223-м Федеральными законами. Давайте вернемся к этим законам и найдем дыры, через которые посредством договоров с взаимозависимыми компаниями утекают триллионы рублей», – предложил Валерий Гартунг.

Впрочем, большинство депутатов все же сошлись на мнении, что новеллы законопроекта направлены на поддержание малого и среднего бизнеса и не являются очередным способом «кошмарить предпринимателей», и концептуально поддержали вносимые изменения.

Большинством голосов (338 из 359) законопроект был принят в первом чтении при условии существенной переработки текста с привлечением широкой общественности. Поправки к законопроекту должны быть предоставлены в тридцатидневный срок – то есть 19 марта текущего года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*