Даешь компенсационный фонд СРО!

studiostoks

Как могут развиваться события, если предложение Антона Глушкова использовать средства компенсационных фондов СРО для поддержки строительной отрасли будет реализовано.

16 апреля 2020 года на совещании по вопросам развития строительной отрасли президент НОСТРОЙ Антон Глушков внес предложение о возможности использования средств компенсационных фондов СРО для поддержки строительной отрасли. По итогам мероприятия Президент Российской Федерации Владимир Путин дал соответствующие поручения.

Итак, Антон Глушков (к слову сказать, выступавший не от НОСТРОЙ, а в качестве одного из руководителей региональной строительной компании города Красноярска) предложил следующее: «Сейчас, за 10 лет существования СРО, добропорядочные СРО значительно увеличили путём размещения этих денежных средств в компенсационных фондах уполномоченных банков их величины. Поэтому предлагаю этот накопленный доход, который получили добропорядочные саморегулируемые организации, предусмотреть возможность на кредитование своих членских организаций. Объём такой поддержки, по нашим расчётам, может составить до 40 миллиардов рублей».

Утвержденный Президентом РФ от 22.04.2020 № Пр-699 Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли содержит пункты о проработке до 20 мая 2020 г. вопросов:

  • о целесообразности установления до 1 января 2021 г. порядка использования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и инженерных изысканий в целях поддержки своих членов;
  • о включении строительной отрасли в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, для оказания мер федеральной поддержки в субъектах Российской Федерации, в которых с учетом сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки принято решение о приостановлении строительных работ.

При внимательном прочтении поручения Президента РФ становится понятно, что использование средств компенсационных фондов СРО на поддержку своих членов возможно только в случае включения строительной отрасли в список отраслей наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Попробуем разобраться откуда взялась цифра до 40 миллиардов рублей. По данным на сайте НОСТРОЙ, суммарный размер компенсационных фондов, размещенных СРО на специальных банковских счетах, составляет –100,3 млрд. рублей. Учитывая, что КФ ОДО как правило сформирован в большем денежном выражении, то взята пропорция: 60% КФ ОДО и 40% КФ ВВ (что собственно и составляет – до 40 млрд. руб.). Поэтому использование средств на поддержку своих членов предполагалось изначально из КФ ВВ.

Коллеги правоведы уже определили 2 способа нормативного регулирования в случае принятия решения об использовании средств компенсационных фондов СРО на поддержку своих членов – законодательный и через постановление Правительства РФ. Учитывая, что законодательный способ более трудоемкий и займет достаточно много времени, такой вариант развития событий является маловероятным. Да и если обратить внимание на нормы частей 4 и 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, то для КФ ВВ допускается размещение и (или) инвестирование  в целях их сохранения и увеличения их размера, а для КФ ОДО только размещение. При этом согласно части 55.16-1 размещение средств КФ ВВ и КФ ОДО возможно только на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, перечень которых соответствует требованиям, установленным Правительством РФ.

Одним из предположений саморегуляторов было, что часть компенсационных фондов СРО может быть передана АО «ДОМ.РФ» (Банк «ДОМ.РФ») путем инвестирования в ценные бумаги (облигации). И оно было логичным, так как включение в перечень банков для открытия специальных счетов СРО для размещения средств компенсационных фондов Банка «ДОМ.РФ» не представляется возможным в связи с тем, что собственные средства (капитал) по состоянию на март 2020 года составляют немногим боле 57 млрд. руб. Но и такой вариант маловероятен, так как потребует внесение изменений не только в постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 469 «Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», но и последующей ответственности государства.

Учитывая, что легитимизация возможности использования денежных средств компенсационного фонда СРО ВВ для банка возможна через инвестирование в банковские ценные бумаги, то видится следующий вариант развития событий:

Перечень банков остается неизменным, так как это исключает ответственность и риски государства за реализацию идеи использования компенсационного фонда ВВ.

Изменениями в Постановление Правительства РФ допускается размещение средств КФ ВВ в банковские ценные бумаги с учетом срока установленного в поручении Президента РФ, т.е. до 1 января 2021 г. При этом лимит такого размещения скорее всего сохранится в размере 75% от сформированного КФ ВВ.

Отдельным Постановлением Правительства РФ устанавливается порядок кредитования членов СРО строительной сферы за счет средств компенсационных фондов ВВ, используемых для приобретения банковских ценных бумаг. Данный порядок включит в себя требования к членам СРО, которым могут дать такой кредит, цели на которые может быть использован кредит, срок кредита, возможно установление фиксированной ставки кредита. Очевидно, что в данном нормативном акте могут появиться нормы, определяющие возможный размер кредита для конкретной организации по мнению СРО, в целях возложения ответственности на саму СРО.

В целом, если рассматривать в широком смысле, идея использования средств компенсационного фонда ВВ на поддержку членов СРО не такая уж и плохая. В случае ее правильной реализации саморегулирование строительной отрасли получает возможность доказать свою состоятельность в регулировании деятельности своих членов, а именно возможность анализа состоятельности и добросовестности членов СРО.

Уверен, даже если руководством страны будет признано целесообразным использование компенсационных фондов ВВ СРО для поддержания членов СРО, далеко не все СРО воспользуются данным механизмом: все же механизм этот довольно сложный и несет в себе определенные риски.

За рассуждениями о возможности использования компенсационных фондов возмещения вреда СРО мы забыли о компенсационных фондах исключенных СРО, переданных в Национальные объединения СРО. Как же быть с ними и смогут ли они быть использованы для поддержки строительной сферы?

Использование денежных средств компенсационных фондов исключенных СРО также возможно через вложения в банковские ценные бумаги с последующим предоставлением кредитов. Вопрос лишь в том, кому эти кредиты могут быть выданы и каким образом будет составляться список организаций. Самим СРО такие кредиты вряд ли понадобятся, да и доказать необходимость получения кредита будет очень сложно. Если СРО будут предлагать свои членские организации для этих целей, тогда риски могут возникнуть у национального объединения, а не у СРО. В данном случае механизм усложняется еще одной вертикальной надстройкой и не возможностью достоверно оценить предъявляемые критерии. Поэтому придется либо данные денежные средства не использовать совсем, либо использовать в следующих случаях:

  1. Финансирование деятельности национального объединения СРО в 2020-2021 годах в пределах сметы 2019 года, что позволит исключить взимание взносов на содержание Национального объединения.
  2. Любой кризис, это период возможностей. В такое время при наличии финансовых возможностей большинство стабильных компаний капитализирует свои средства. Для национальных объединений СРО открывается возможность за счет неиспользованных средств компенсационных фондов ВВ исключенных СРО приобрести собственные здания или помещения.

Вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация дальше, всем нашим читателям хочу пожелать здоровья и выйти из режима ограничений без потерь.

Комментарии:

  1. МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
    ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
    ПИСЬМО
    от 13 апреля 2020 г. N 14292-ОС/02

     
    Минстрой России рассмотрел обращение Ассоциации «Национальное объединение строителей» по вопросу учета предложений по поддержке строительных предприятий и по преодолению кризисных явлений в строительной сфере, направленное письмом Минэкономразвития России от 9 апреля 2020 г. N Д24и-10857, и сообщает следующее.
    Правительством Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции от 17 марта 2020 г. N 2182п-П13 (далее — План), содержащий в том числе мероприятия по поддержке строительной отрасли, представленные НОСТРОЙ.
    Во исполнение пункта 2.14 Плана уже принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», положениями которого в том числе вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве, определяются условия изменения сроков и цены государственных и муниципальных контрактов, Правительство Российской Федерации наделяется дополнительными полномочиями.
    В рамках реализации указанных полномочий Правительством Российской Федерации уже приняты постановления от 2 апреля 2020 г. N 423 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве» и от 3 апреля 2020 г. N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».
    В соответствии с пунктом 10 Поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 7 апреля 2020 г. N МХ-П16-2955кв Минстрой России направил в Правительство Российской Федерации дополнения в План, в том числе предусматривающие возможность использования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в сфере строительства на возвратной основе на период с 1 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г. на финансирование строек, осуществляемых членами таких организаций, а также досрочный возврат средств, используемых в качестве гарантийного удержания по государственным или муниципальным контрактам на строительно-монтажные работы, исключение необходимости предоставления банковских гарантий по таким контрактам при наличии казначейского сопровождения и возможность их авансирования строительства в объеме до 35%.
    Предложения НОСТРОЙ, не связанные с антикризисными мерами, принимаемыми в связи с реализацией мероприятий по противодействию коронавирусной инфекции, будут по возможности учтены в рамках работы Минстроя России по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
     
    Директор Правового департамента
    О.В.СПЕРАНСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*