Бесконтрольный контроль

studiostoks

Одной из главных функций саморегулируемых организаций является контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов.

Так, согласно пункту 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в саморегулируемой организации. Аналогичные нормы содержаться и в Градостроительном кодексе РФ (см., например, часть 2 статьи 55.1, части 1 и 2 статьи 55.13 и ряд других статей Кодекса).

Согласно части 1 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ (ГСК РФ), саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (ФЗ о СРО).

Вместе с тем «контроль» – понятие сугубо формальное. Его границы и содержание четко определены законом и локальными нормативными актами СРО.

Согласно части 1 статьи 9 ФЗ о СРО контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок. При этом согласно части 3 указанной статьи плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. А для проведения внеплановой проверки необходимы юридические основания, и осуществляется она строго в пределах доводов жалобы или иного повода для такого вида контроля (см. части 4-6 ст. 9 ФЗ о СРО). Более подробные правила контроля членов СРО должны быть определены во внутренних документах саморегулируемой организации, и ею неукоснительно соблюдаться.

Как показывает судебная практика, нарушение правил контроля делает недействительными проведенные мероприятия, собранные и зафиксированные доказательства, а также применяемые в последствии к нарушителю меры воздействия. Да, и само лицо, де-юре, нарушителем при несоблюдении правил контроля со стороны СРО называть нельзя, хотя нарушения могут быть очевидными и неоспоримыми.

Однако требования безопасности и качества работ в отношении объектов капитального строительства, а также угроза коллективной юридической ответственности СРО и её членов, приводят к необходимости также и текущего (постоянного) контроля, или, как его ещё сейчас называют некоторые СРО, а также Национальные объединения, — «мониторинга».

Всем очевидно, что проведения проверки «не чаще одного раза в год» при введении субсидиарной ответственности за нарушение договорных обязательств по государственным и муниципальным контрактам явно недостаточно для оперативного выявления и устранения нарушений или условий, им способствующих.

Законодательство, как водится, в указанной части опять-таки отстает от жизненных потребностей.

В этой связи у саморегуляторов возник не праздный вопрос: «Имеет ли право саморегулируемая организация осуществлять мониторинг информации, содержащейся в открытых источниках, например, сети «Интернет», о деятельности своих членов или только контроль за деятельностью своих членов путем проведения плановых и внеплановых проверок (ч. 1 ст. 9 ФЗ о СРО?»

Вопрос этот саморегуляторы задали в адрес Минэкономразвития России не случайно. Дело в том, что Ростехнадзор и Минстрой России на аналогичные запросы дали сухие ответы в том ключе, что контроль за членами СРО осуществляется исключительно в форме плановых и внеплановых проверок. В самой сути запроса и потребностях более широкого подхода к ситуации с контролем ведомства либо не разобрались, либо разбираться не захотели…

Письмом от 7 августа 2019 года №ОГ-Д24-7278 Департамент контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации по поставленному вопросу выдал следующие небезынтересные разъяснения, которые саморегуляторам следует взять на заметку:

«Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, регулируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ).

Основные функции, права и обязанности СРО предусмотрены в статье 6 Закона №315-ФЗ, согласно которой осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО является одной из основных функций СРО.

В соответствии со статьей 9 Закона №315-ФЗ контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Осуществление саморегулируемой организацией мониторинга информации о деятельности своих членов, содержащейся в открытых источниках, в частности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Законом № 315-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Закона №315-ФЗ саморегулируемые организации наряду с предусмотренными в указанной статье основными функциями и правами вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции, а также иметь иные права, если ограничение таких прав не предусмотрено федеральным законом и (или) их учредительными документами.

В связи с этим считаем, что к функциям СРО ее учредительными документами может быть отнесено осуществление мониторинга информации о деятельности членов СРО, содержащейся в открытых источниках, если иное не будет предусмотрено федеральными законами в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 315-ФЗ, согласно которой особенности осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов могут устанавливаться федеральными законами.

При этом полагаем, что в случае выявления в рамках указанного мониторинга нарушения членом СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО, результаты такого мониторинга могут являться в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 315-ФЗ основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки деятельности такого члена».

Таким образом, по нашему мнению, Минэкономразвития России дало исчерпывающий и обоснованный ответ на вопрос заявителя.

Несмотря на то, что мониторинг, как форма контроля, законодательством не предусмотрен, он может осуществляться в рамках деятельности саморегулируемой организацией, если отражен во внутренних документах, но не может подменять собой непосредственно контрольные мероприятия. Результаты мониторинга должны являться лишь поводом для назначения внеплановой проверки в установленном порядке.

Специально для «Правда о СРО»
СРОМАСТЕР

Комментарии:

  1. Минуточку!
    Мониторинг должен быть прописан ка к отдельная функция в уставе, зарегистрированном в Минюсте.

      1. Коллеги, у НОПРИЗ мониторинг в зарегистрированном уставе есть.

        «2.2.6. анализ и мониторинг деятельности членов Объединения на основании открытых источников информации:…»

        1. Н-да, без мониторинга они никуда!!! Как тогда в отношении СРО произвол творить и обосновывать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*