Правдоруб сказал — правдоруб сделал! Чтобы выполнить данное намедни обещание, весь коллектив авторов-правдорубов взялся за калькуляторы, счеты и прочие вычислительные инструменты и, пока все саморегулируемое сообщество проводило выходные в праздной неге, прикинул результаты проведения реформы Минстроя в численном выражении. Результаты эти не сказать, чтобы удивляют, но заставляют задуматься. В частности, об истоках саморегулирования, когда количество строительных СРО не превышало сотни, а в некоторых отдаленных уголках нашей Родины о введенной системе слыхом не слыхивали.
Пробежимся по ключевым новеллам, вводимым пакетом поправок в Градкодекс и оценим, как они скажутся на количестве саморегулируемых организаций строительного комплекса.
Во-первых, законопроект закрепляет региональный принцип формирования СРО, то есть СРО вменяется в обязанность принимать в свои члены только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории того же региона. На этом этапе мы подсчитали региональный состав саморегулируемых организаций на сегодняшний день и пришли к неутешительному выводу: вступи поправки в действие прямо сейчас, за бортом оказажутся 76 строительных и 58 проектных и изыскательских СРО, т. к. число их членов, зарегистрированных в том же регионе, ниже минимального порогового значения (100 — для строительных саморегулируемых организаций, 50 — для проектных и изыскательских). Без малого шести тысячам строительных, проектных и изыскательских компаний придется либо регистрироваться по новому адресу, «мигрируя» в регион своей СРО, либо вступать в местную СРО со всеми сопутствующими издержками, либо вовсе покидать рынок. В любом случае, скучно не будет.
Во-вторых, законопроект освобождает от обязательного членства в саморегулируемых организациях малый бизнес. Если верить презентации НОСТРОЙ, в строительной сфере таковой насчитывает 34% от общего числа зарегистрированных компаний. НОПРИЗ подобными данными не радует — плетение подковерных интриг не оставляет времени для статистических изысканий, — поэтому в наших расчетах будем использовать данные НОСТРОЙ для всех сегментов стройкомплекса.
В-третьих, законопроект предполагает создание дополнительного компенсационного фонда. Сколько организаций скосит эта мера, можно только гадать. Но очевидно, что не менее 10% устоявших на предыдущих этапах (а скорее всего, намного больше).
И к чему мы пришли? Как и предупреждали ранее — к истокам: 115 строительных саморегулируемых организаций на всю страну, 101 — проектная и изыскательская. Оффтопик: это, кстати, уже не первый случай приступов ностальгии власть имущих по ушедшим временам.
Кстати о стране. Пытливого читателя едва ли удивит тот факт, что в наш век «кибернетики и атомной энергии» не все регионы Росии располагают достаточным количеством строительных компаний (что уж говорить о проектных и изыскательских), чтобы зарегистрировать местную СРО. Поэтому, если законопроект будет принят в текущей редакции, 9 регионов попрощаются с саморегулированием в принципе, 14 — останутся без проектных СРО, 39 — без изыскательских. На этот случай предприимчивые разработчики поправок в Градкодекс предлагают объединить усилия с соседями. Подозреваем, что Магаданская область являет собой средоточение неизвестных сил, привлекающих на ее территорию народные массы. Вот и сейчас прихотью Минстроя региону может привалить счастье в виде 78 компаний из соседних Чукотского и Корякского автономных округов.
Так выглядят приблизительные прогнозные расчеты Правды-о-Сро. Разумеется, «государственные умы» из Минстроя располагают более подробной и достоверной информацией, и, прежде чем выходить с законодательной инициативой, наверняка, тщательнейшим образом просчитали все финансовые и административные последствия собственных предложений. Хотя, злые языки и поговаривают о банальном усилении монополизации на региональных строительных рынках… Как бы то ни было, остается не освещенным один вопрос, каким образом все эти нововведения скажутся на качестве и безопасности строительства. И скажутся ли вообще?
Если я не ошибаюсь в поправках к закону нет нормы обязывающей принимать в члены только компании своего региона. Если норма есть укажите где.
Новая редакция ГСК: ст. 55.4, часть 3, п. 1; ст. 55.6, часть 3 и т.д.
В тех многочисленных редакциях что ходят по рукам я такую норму не видел. И в статье об этом вроде тоже не слова…Но есть другая норма — строительные СРО будут лишать статуса СРО если в ней нет 100 членов с той же пропиской что и сама СРО… И еще одна — косвенно свидетельствующая, что такая норма будет внесена: поправки с ст.55.6 — «в случае отсутствия на территории субъекта РФ зарегистрированной СРО, предприниматель или юрлицо имеет право обратиться для вступления в СРО, зарегистрированную в субъекте имеющем общую границу с таким субъектом»… и т.д. — при чем предприниматель или юрлицо должен предоставлять выписку из госреестра, что на территории его субъекта РФ СРО соответствующего вида действительно нет ))
Новая редакция ГСК: ст. 55.4, часть 3, п. 1; ст. 55.6, часть 3 и т.д.