Pro Sro: Безумие и отвага – НОСТРОЙ восстал против реальности

Представляем вниманию Пытливого читателя новое письмо от эксперта  под ником Pro Sro! Не часто этот автор жалует нас своими текстами, а жаль. Но тем ценнее нижеприведённые строки.

Воцарившийся в саморегулировании хаос (да и не только в саморегулировании) сделал невозможным не только какие-либо долгосрочные прогнозы, но и анализ того что происходит «здесь и сейчас». Реальность мгновенно и непредсказуемо меняется – электронное письмо актуальное утром, к обеду непоправимо устаревает.

Уже два года декларируемые руководителями Минстроя и НОСТРОЯ цели никак не согласуются с их действительными сиюминутными интересами и жизненными целями. Действия исполнителей идут вразрез с указаниями руководства. На стадии принятия и публикации законов и НПА в них появляются знаки препинания, которые переворачивают с ног на голову представления о сложившейся практике, и угрожают интеллектуальному здоровью тех, кто рискнул их прочитать.

Однако, привередливые кони постепенно и неизбежно замедляют свой бег. Реформа стартовала больше года назад. Приближающиеся выборы Президента РФ и Административный регламент понуждают ее исполнителей перейти к некоему «новому этапу развития». Признаваться в ошибочности предпринятых действий желающих нет.

Минстрой России после долгой и оголтелой критики вопиющей некомпетентности своих сотрудников, мыслящих на уровне студенческих рефератов, был вынужден усилить свой кадровый состав и подобие диалога с профессиональным сообществом стало возможным. Сам министр еще в декабре прошлого года осознал, что до денег СРО лично у него дорваться не вышло, и, получив свои «более 60% обеленных средств КФ», перестал запугивать рынок отменой саморегулирования. Мавлияров вполне довольствуется десятками миллионов рублей, которые СРО отдали «на актуализацию нормативной базы».

Казалось бы, пора от популизма и брутальных «волевых» альфа-скачков перейти к решению насущного вопроса о том, кому, наконец, достанется воображаемое богатство, собранное на специальных счетах. Еще более насущного вопроса о том, как сохранить усохший ручеек членских взносов в НОПРИЗ и НОСТРОЙ. И предельно важного вопроса, кто станет основным выгодоприобретателем от создания фантастического гомункула с внеземным именем  Энэрес. Однако, вопреки всему, Национальное объединение строителей настойчиво продолжает тянуть бесконечную ноту деструктивного безумия! И нет этому обстоятельству  разумного объяснения! (Объяснение, конечно, есть, но в силу некоторых обстоятельств никто в Москве, Питере или Свердловске не рискнет произнести вслух сакраментальное «а король-то голый!»).

На страницах вашего издания много критиковали директора ассоциации НОСТРОЙ В.В.Прядеина. Возможно, местами справедливо. Но это, в общем, не его проблема, что никто из уважаемых людей не желает иметь с ним дело. Он действует не по правилам, и это давно всем ясно. Недавний арест одного из сотрудников отдела реестра и уже канувший в лету обыск по делу одной из НКО прекрасно его характеризует. И заставляет обходить стороной его кабинет и руководителей СРО, и федеральных чиновников, не говоря о сотрудниках аппарата, которые, сидя в окопах, дымят цигаркой в ожидании очередной смены руководства (благо, она не за горами). Прядеин – человек подневольный и делает, что ему велят. И хотя нигде и никогда он не говорит о своих подлинных целях, эти цели отчетливо высечены на макушке его головы, склонившейся над смартфоном в президиуме.

Работа НОПРИЗ и его руководства тоже может вызывать, и вызывает различные толки и вопросы. Но! Во-первых,  в НОПРИЗ  избежали регионализации и реальная финансовая и организационная нагрузка на членов СРО возросла несущественно. Во-вторых, в руководстве НОПРИЗ соблюдается принцип равновесия интересов участников. Вице-президенты НОПРИЗ обладают реальным политическим весом и вместе с Посохиным представляют собой вполне сыгранную «шестерку знатоков».

Можно сказать, что к 1 октября в саморегулировании наметилась, хотя и вялая, но стабилизация. Во всяком случае, количество дел между членами СРО и СРО в судах уже не растет. Пик пройден (уверен, что уважаемая редакция при случае это проверит). Нарабатывается практический опыт исполнения судебных решений и пусть корявого, но законодательства. Каким бы ни был исход совещания по реализации поручения Правительство о проверке всех СРО со стороны РТН – сами проверки непременно будут. И примерно понятно, когда и чем они завершатся. Вполне очевидно, что и Минстрою и НОСТРОЙ с НОПРИЗ по итогам года будет, о чем отчитаться.

Тем более странным и необъяснимым стал факт внезапного внесения очередных изменений в ностроевский порядок рассмотрения заявительных документов для получения статуса СРО. Изменений, которые фактически носят для НКО заградительный характер.

Осмелюсь напомнить, что «либеральные изменения» в порядке появились сразу после подписания соглашения о сотрудничестве между НОСТРОЙ и РТН, и почти сразу после принятия 126-ФЗ, приговорившего к неизбежной кончине от 40 до 60% строительных СРО. Вспомнив о лозунгах «обеления» саморегулирования, под которыми стартовала реформа СРО, участники рынка восприняли эти решения  как последовательную государственную и согласованную политику. Действительно, всё логично:

  • СРО с недостатком КФ «сносят», а остатки КФ «национализирует» НОСТРОЙ и НОПРИЗ;
  • запятнавшие себя в предыдущей жизни и межрегиональные СРО-гиганты закрывают и вместо них регистрируют новые – чистые и пушистые региональные – с привязкой по регионам и реальными деньгами на специальных счетах;
  • проблема региональных войн между конкурирующими на стройке группами нивелируется возможностью регистрации «своей СРО» (цена вопроса – внести 10 млн в государеву кассу и пройти проверку НО и РТН).

Вдохновленные торжеством и размахом государственной мысли саморегуляторы и строители приступили к регистрации новых СРО. При этом, анализ заявительных документов показывает, что возможность и необходимость регистрации новых СРО отчетливо определилась в ограниченном количестве регионов, а больше всего — в Сибири, где особенно силен патриархальный уклад.

Напомню, что новые требования НОСТРОЙ к заявительным документам существенно ограничивают право субъектов предпринимательской деятельности объединятся в НКО с целью получения статуса СРО. По мысли руководителей НОСТРОЙ, создавать их могут только предприятия, которые ранее уже состояли в СРО и уже имеют двух специалистов, зарегистрированных в НРС. Малые предприятия, у которых ранее не было необходимости получать СРО, как и новые юридические лица, участвовать в создании СРО по необъяснимым причинам теперь не могут. Не будем заострять внимание на единоличной корректировке публичных договоренностей со стороны президента НОСТРОЙ. Также оставим в стороне заблуждение директора НОСТРОЙ относительно того, что абсолютно все ГИПы и ГАПы страны жаждут вписать свои имена в портянку НРС. Это не так. На каком основании НОСТРОЙ требует от членов НКО соответствия требованиям, предъявляемым к СРО в этой части тоже совершенно не понятно. Но, оставим. На мой взгляд, есть более серьезный аспект, заслуживающий внимания.

По заявлению президента, за десять месяцев в НОСТРОЙ было подано больше ста комплектов заявительных документов в отношении 54 некоммерческих организаций! Суммарный объем их компенсационных фондов составляет не менее 540 млн. рублей. Это значит, что участники рынка готовы заплатить более полумиллиарда рублей только за то, чтобы не вступать ни в одну из уже действующих СРО!  Но для лидера НОСТРОЙ это, увы, не аргумент. По его мнению, все кто хотел в СРО, уже в СРО и новые саморегулируемые организации в регионах не нужны. Наверно у этой позиции есть какие-то основания. Очень хотелось бы их рассмотреть и взвесить. А пока более 54 000 юридических лиц размышляют о том, что же им теперь все-таки делать.

Ситуация проста. В регионах с развитой строительной отраслью, или активно развивающихся регионах обычно сосуществует несколько групп «региональных элит». Где две, где три – насколько хватает денег.  Про «губернаторские СРО» все уже слышали. Если в регионе за последние семь лет случалась смена руководства, то в одном городе могут уживаться СРО губернатора, СРО действующего вице-губернатора, СРО бывшего вице-губернатора, а еще СРО местного олигарха, спецстроя, и т.д. Строительные компании не аффилированные с лидерами действующей в регионе СРО, как правило, состояли в крупных межрегиональных СРО – это и дешевле и безопасней. Приняв 372-ФЗ, по сути, всем им предложили не просто вернуться «в свой регион», а сдаться на милость и в вечную кабалу  той региональной группе, которая когда то сделала там для себя СРО. Не стоит и говорить, что при карательном инструментарии, который теперь есть у саморегулируемых организаций, все эти «не свои» компании либо пойдут «под нож», либо будут батрачить «на барина» за копейку.

Не знаю как Вы, а я в подобную покорность строителей не верю. Компании будут перерегистрировать, будут пытаться захватить контроль над единственной в регионе СРО и т.д. Времени, конечно, осталось не много, и менять курс, взятый на создание новых СРО, будет нелегко.

В завершение отмечу, что если из озвученных 54 соискателей статуса отбросить Москву, Санкт-Петербург и республики, то реально настаивают на открытии новых СРО всего полтора десятка регионов, соответствующих  признакам, озвученным выше.

В кипящем котле пар пальцем не удержишь.

Pro Sro

Комментарии:

  1. 15 регионов — это примерно 18%. Для миллиардера — это несущественная погрешность. В «своих» регионах он СРО уже зарегистрировал !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*