Что первично: яйцо или курица?

Наш постоянный эксперт Евгений Тысенко рассказал о новом конфликте интересов некой саморегулируемой организации и Ростехнадзора, проводившего её проверку. В центре внимания, как обычно, компенсационный фонд.

Очередной интересный казус в правовом поле саморегулирования случился при проверке одной саморегулируемой организации (СРО) Межрегиональным технологическим управлением Ростехнадзора. По вполне понятным причинам я не могу раскрыть название указанной саморегулируемой организации, пока вопрос не закрыт и проверка не закончена…

А фабула дела такова. В октябре 2016 года на Общем собрании членов в СРО были утверждены новые взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и отдельным вопросом утверждено Положение о компенсационном фонде возмещения вреда.

Следует особо подчеркнуть, что новые размеры взносов были прямо отдельно прописаны в протоколе Общего собрания членов, а также продублированы и в самом Положении о компенсационном фонде возмещения вреда.

Как того требует законодательство, Положение о компенсационном фонде было направлено для согласования и внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций в Ростехнадзор. Далее, как это нередко бывает, на него поступили замечания. Его переработали, снова вынесли на утверждение Общего собрания членов, снова сдали… Ну, и так по кругу дожили до самого апреля 2017 года, когда, наконец-то все мыслимые и немыслимые «замечания» Ростехнадзора были устранены, и сведения о Положении о компенсационном взносе возмещения вреда были внесены в государственный реестр СРО.

А тем временем за период с октября 2016 года, руководствуясь вышеуказанным решением Общего собрания членов об утверждении новых и, как мы с вами знаем, теперь значительно сниженных взносов в компенсационный фонд возмещения вреда, в состав этой СРО было принято более 30-ти новых членов с первым уровнем ответственности.

И всё бы ничего, да только пришла в мае 2017 года в СРО проверка Ростехнадзора. Пришла и обозначила в действиях СРО недобор взносов в компенсационный фонд по указанным 30-ти новым членам. А это, по меньшей мере, (300 000 руб. – 100 000 руб.) х 30 членов = 6 000 000 (шесть миллионов) рублей.

Дело в том, что по мнению Ростехнадзора, пока Положение о компенсационном фонде возмещения вреда не было согласовано и внесено в государственный реестр СРО, саморегулируемая организация была обязана при приеме в члены СРО руководствоваться старыми размерами взносов – 300 000 рублей, а не новыми – 100 000 рублей.

Вот и возник древний, как мир, вопрос: «Что первично: яйцо (решение Общего собрания членов об утверждении взносов в компенсационный фонд возмещения вреда) или курица (Положение о компенсационном фонде возмещения вреда)?»

Согласно пункту 5 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установление размеров взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации: компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, является вопросом исключительной компетенции общего собрания членов СРО. Решения общего собрания членов принимаются голосованием и оформляются соответствующим протоколом Общего собрания членов (пункт 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в законах не содержатся требования о том, что сведения об указанных размерах взносов в компенсационные фонды кроме протокола общего собрания членов подлежат внесению ещё в какие-либо иные внутренние документы СРО (положения, правила, стандарты и пр.) или указанные размеры взносов должны быть согласованы с Ростехнадзором. Да, Положение о компенсационном фонде может содержать в себе в том числе сведения о размерах взносов, но может и не содержать.

Таким образом, отдельно утвержденные новые размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда саморегулируемая организация всё-таки была вправе применять, начиная с момента их утверждения на общем собрании членов, а вот руководствоваться Положением о компенсационном фонде – это только после внесения сведений о нем в государственный реестр СРО. При этом одно с другим прямо никак не связано.

А вот какие ответные меры по данным замечаниям Ростехнадзора предприняла саморегулируемая организация, и чем дело кончилось, я расскажу немного позже.

С уважением,

Евгений Тысенко

Комментарии:

  1. Евгений, где-то Вы недоговариваете. С октября по апрель правили положение о компфондах!??? При том, что большинство СРО, получило одобрение этого положения с первого раза, а типовое было размещено на сайте НОСТРОЙ.

  2. РосТехНадзор хитрит… Наверно денег хочет…
    Сумму КФ в 100 т.руб. с Новых членов мы брали практически сразу после вступления в силу ФЗ -372… Правда мы испросили на это Добро РТН…
    Т.е. опять те самые двойные стандарты…

  3. Доброго дня.
    Олег, ситуация, действительно, была очень странной. Три ОСЧ провели, прежде, чем РТН согласовал. При этом точно такие же Положения другим моим заказчикам с первого или второго раза согласовывали, и похожих замечаний не было.
    Ну, к тому же эта СРО не спешила сразу после отказа ОСЧ созывать и новое Положение утверждать…
    Вопрос с Ростехнадзором мы уладили, но для этого пришлось в суд на членов подавать. Позднее напишу отдельную статью…
    Забегая вперед только скажу, что ни один член в итоге не пострадал. 🙂

    1. С добротой и лаской заботься о членах, ибо кормят они тебя.
      Вторая заповедь руководителя СРО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*