Эксперт: что мы можем предложить государству?

штатный живописец "Правды о СРО"

Почти десять месяцев назад один из наших постоянных авторов писал «проигран только один из раундов, таймов, периодов… Вопросы управления качеством и безопасностью строительства по-прежнему не решены, а значит, возвращение к теме участия профессионалов в данном процессе – вопрос времени».  Уважаемая редакция имеет смелость предположить, что очередной «раунд, тайм, период» уже объявлен. Иначе что могло заставить Pro Sro прервать столь длительное молчание?

Текст, поступивший намедни на редакционную почту и адресованный широкому кругу профессионалов саморегулирования, публикуем как есть.


Ни для кого уже не секрет, что на этой неделе были утверждены параметры всех основных Национальных проектов. Начиная с августа, министры и более крупные ключевые фигуры всё более частым пунктиром набивали их контур. Теперь пятилетний (если угодно – шестилетний) бюджетный пирог фактически поделен. Но пока ещё не нарезан. В активной фазе решение двух взаимоувязанных вопросов: «кто?» и «как?». Вопросы насущные, потому  что майские президентские наказы обозначили ясные целевые показатели, но дорожных карт как таковых не содержат. Кроме того, некоторую интригу вносит пара новых элементов в нынешней борьбе за причастность к распределению бюджетных потоков. А именно — наличие открытого  межведомственного соревнования и объективная необходимость в ротации управленческих кадров. Ярких красок в картину добавляют последствия сокращения количества участников банковского рынка, агрессивная жестикуляция со стороны ФАС и СП, а также новинки антикоррупционного законодательства. В общем, есть на что поглядеть, а при желании и вовсе отвлечься и забыть о собственных насущных бизнес-интересах.

Между тем, время для этого не лучшее. Как раз сейчас участникам саморегулирования и руководителям СРО не стоит, образно говоря, «щелкать клювом» и отвлекаться на глобальные процессы. Пришло время подумать  о собственном ближнем будущем, и, возможно, успеть принять правильную позу.

Суета, которую мы наблюдаем в аппаратах НОСТРОЙ и НОПРИЗ – все эти попытки угадать «будущего хозяина», пониже прогнуться и заработать очки посредством, простите тавтологию,  очковтирательства, контрпродуктивны и унизительны.

Организационный, профессиональный и финансовый потенциал Национальных объединений СРО строительной сферы не исчерпывается сбором статистических данных или крышеванием бойкой торговли аттестатами.

У саморегулирования появился очередной реальный шанс встроиться в систему отраслевого регулирования, и занять в ней понятное место. Но для реализации этого шанса, надо что-то предложить государственным людям для решения государственных же задач. Что-то реальное и полезное, а не только гарантированный ручеёк в карман (хотя и это, разумеется, тоже).

Некоторые СРО уже вступили в игру в надежде обеспечить себе будущее. Но на федеральном уровне саморегулирование представляет руководство Национальных объединений, и манёвры отдельных СРО там просто не видны. Стоит очень и очень внимательно подумать о содержании работы НО СРО и об использовании их потенциала в наметившемся контексте. От того, что саморегулирование сможет предложить, будет зависеть и содержательная часть большинства законодательных решений.

На днях Валентина Матвиенко произвела столь звучный выстрел из сигнального пистолета, что проигнорировать его не сможет ни один участник строительного рынка. Двумя фразами она подвела итоги работы Минстроя под руководством друга нашего премьера, и освежила задачки для друга нашего президента и нового министра строительства. Здесь не место углубляться в вопрос, по Сеньке ли шапка. Лично мне кажется, что вполне. Виталий Мутко как раз тот самый человек, который успешно справился с ролью единого заказчика для большинства ведомств, ведущих строительство с участием бюджетных средств. А Владимир Якушев имеет положительный опыт превращения «столицы деревень» в современный мегаполис, плюс  доступ к управленческим решениям, обкатанным в градостроительном комплексе Москвы. Но дело не в этом. И даже не в том, что только немой и глухой сейчас не обсуждает вероятные кадровые перемены в Ростехнадзоре и кандидатов на пост заместителя министра. С одной стороны, какие конкретно фигуры будут курировать деятельность СРО со стороны РТН и Минстроя действительно важно. С другой, расставлять запятые в законах о работе СРО и определять основные правила игры будут все-таки не они.

Сегодня СРО и их Национальные объединения в качестве доступных рабочих  ресурсов могут предложить только собранные компенсационные фонды. Для успешного развития системы саморегулирования в новых условиях этого маловато.

С уважением, Pro Sro.

 


P.S.Несколько лет назад с подачи первого президента НОСТРОЙ Ефима Басина с трибун часто звучало сравнение института саморегулирования в строительстве с новорожденным ребенком.  Родившись в 2010 году, к 2012 он научился ходить, чуть позже – говорить и т.д. Следуя этой метафоре, можно сказать, что в 2017 году саморегулирование преодолело младенческий возраст, и, вступив в пору отрочества, познакомилось с системой насилия над личностью, которая до сих пор жива в некоторых государственных школах.  Нам показалось, что автор предлагает саморегулированию шагнуть в юность и определиться с собственной профессиональной ориентацией.

На что способно саморегулирование кроме сбора денег?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*