СРО с «чистого листа» — перезагрузка института саморегулирования привела к неожиданным результатам

Каждый третий четверг месяца Ассоциация «Национальное объединение строителей» принимает от некоммерческих организаций заявительные документы на получение статуса саморегулируемых организаций. В минувший четверг в адрес НОСТРОЙ поступило 9 таких заявлений.

После вступления в силу Федерального закона №372-ФЗ, отменяющего обязательное членство в саморегулируемых организациях для всех, кроме не бюджетных генеральных подрядчиков, а также региональный принцип формирования СРО, его авторы пророчили институту строительного саморегулирования автоматическое самоочищение и существенное сокращение количества СРО. Эти пророчества подкрепляли и слухи о неофициальном распоряжении не включать в государственный реестр саморегулируемых организаций новые СРО — во всяком случае, в тех регионах, где таковые уже существуют.

1490020523

Однако интересанты, дорвавшиеся до миллионов, собранных строителями в компенсационных фондах, не готовы были так быстро с ними расстаться. В результате, вместо прогнозного сокращения рынка за счет исключения малочисленных СРО, недобросовестных СРО, а также СРО, утративших компенсационные фонды, мы имеем совсем другую картину:

  • в 13 российских регионах не зарегистрировано ни одной строительной саморегулируемой организации;
  • со дня вступления в силу поправок в ГрК РФ заявление о получении статуса СРО подали 27 НКО, из них только две выбрали регион, не охваченный саморегулированием — Республику Бурятию;
  • обе бурятские НКО, получившие положительное заключение Национального объединения строителей, созданы на базе региональных филиалов других СРО;
  • 39 действующих саморегулируемых организаций сменили адрес регистрации. Как правило, в качестве нового региона регистрации выбирался регион с наибольшим количеством действующих членов данной СРО. Однако были и те, которые сбежали от проверок Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или же и вовсе от собственных членов. Отметим, что и в случае перерегистрации саморегулируемые организации в подавляющем большинстве предпочли выбрать регионы, на территории которых уже были зарегистрированы строительные СРО.

Весенняя пора предполагает активное почкование, деление и прочее самозарождение юридических лиц, но к счастью, процесс размножения СРО пока не вышел из под контроля! Последний бастион в виде права на окончательное решение о включении или исключении организаций из государственного реестра СРО принадлежит и оберегается Ростехнадзором, служащие которого регулярно проходят медицинское обследование у профильных специалистов, а потому не подвержены тлетворному влиянию ретроградного Меркурия. Свой вклад вносит и подрывная деятельность одного из координаторов НОСТРОЙ, привыкшего подкреплять любое свое несогласие пачкой писем в вышестоящие инстанции, что несколько тормозит работу Национального объединения, в том числе и в части увеличения числа саморегуляторов.

Но это и не единственный разрыв в ожиданиях и реальности применения нового закона. В частности, органам власти так и не удалось посчитать и собрать на специализированных счетах средства компенсационных фондов (порядка 100 миллиардов рублей), аккумулированные за 9 лет существования института саморегулирования в строительстве и порядком пострадавшие как от банковского кризиса, так и от действий нечистых на руку руководителей СРО. Ирония ещё и в том, что некоторые из этих руководителей занимают кресла в Совете НОСТРОЙ и периодически начинают призвать общественность на борьбу с самими собой…

Кроме того, законодатели до сих пор не урегулировали процедуру и концептуальные вопросы перехода строительных компаний из СРО в СРО по месту регистрации. В результате, Национальное объединение строителей ежедневно получает десятки жалоб участников саморегулирования на действия или бездействие друг друга. Одновременно с этим, Арбитражные суды рассматривают иски от строительных организаций, которые пытаются перевестись из одной СРО в другую вместе со взносом в компенсационный фонд в границах одного региона. Исковые требования при этом, в зависимости от судов, с равным успехом удовлетворяются и не удовлетворяются. Напомним, что официальная позиция Минстроя России и Ростехнадзора состоит в том, что процедура перехода, установленная поправками в Градкодекс РФ не распространяется на переход членов СРО в пределах одного российского субъекта.

Для самих строительных компаний — участников рынка основная сложность заключается в том, чтобы определиться с выбором СРО. Дело в том, что вступить в строительную СРО по месту регистрации необходимо до 1 июля 2017 года, а реальные итоги проверки соответствия самих СРО новым требованиям закона станут известны только после 1 октября. Если единственную в регионе СРО закроют, все региональные компании останутся и без выписки о членстве в СРО, и без средств компенсационного фонда. Совершенно неясно, что сейчас делать техническим заказчикам и строителям в том случае, если к единственной СРО в регионе уже есть претензии со стороны НОСТРОЙ или органов надзора? Судя по всему, ответ на этот вопрос заказчики и генеральные подрядчики будут искать на собственном опыте. Во всяком случае те из них, кто не успеет создать и зарегистрировать новую СРО — с чистого листа!

Впрочем, можно использовать и накопленный мировой историей опыт решения подобных проблем. Инструментарий для воспитания нечистых на руку капиталистов, жирующих на народной кровушке, самый обширный: от изящной французской гильотины до безыскусных, но надёжных отечественных вил.

Комментарии:

  1. Про эти последствия и результаты ровно год назад говорили абсолютно ВСЕ кто хоть что-то в отрасли понимает! То ли еще будет. По реестру специалистов еще отдельная история будет… Поглядим кто и как будет выкручиваться когда окажется что проведенный передел рынка НИКАКОГО влияния на качество и безопасность, как и на исполнения госконтрактов не оказал. Только схемы усложнятся немного и все дела. Грусть!

  2. Член Совета ДОМБРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ являющийся Генеральным директором Ассоциации РООР «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона», занимал свою должность НЕЗАКОННО с мая 2011 года по ноябрь 2016 года будучи еще и Генеральным директором ООО «ИРКУТСКГРАЖДАНГОРСТРОЙ», ИНН 3808176120 состоящей в данной СРО с 29.10.2009 года по 03.11.2016 года, что противоречит Уставу СРО и закону. ООО «ИРКУТСКГРАЖДАНГОРСТРОЙ» была исключена из СРО 03.11.2016 года в связи с предоставленным уведомлением от 03.11.2016 года, но по данным налоговой Организация ликвидирована 19 июля 2016 года. Вот такая не стыковка. И когда из уст столь «достопочтенного» и «законопослушного» Члена Совета звучат заявления о его принципиальной позиции, то возникает вопрос, а стоит ли его слушать? А ведь послушали!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*