Саморегуляторам наступили на мозоль

В преддверии очередного Всероссийского съезда строительных СРО, на котором делегаты послушно проголосуют за увеличение финансового оброка и непрозрачный механизм расходования средств, у членов саморегулируемого сообщества закономерно возникают протестные настроения. В результате, на редакционную почту приходят своеобразные послания. Не знаем, найдёт ли сегодняшний эпос «Навстречу Съезду НОСТРОЙ 18 декабря 2017» своего адресата на наших страницах, но предлагаем ознакомиться с оценкой ситуации нашего сегодняшнего анонимного автора.

«И разумные от народа вразумят многих,
хотя будут несколько времени
страдать от меча и огня,
от плена и грабежа».
Книга пророка Даниила 11:33

Разумные от народа, волею судеб работающие в сфере саморегулирования, пытаются проанализировать процессы, происходящие в отрасли, и на основе такого анализа найти образ сущности, скрывающейся под маскировочной сетью дезинформации.

Ниже, кратко и тезисно будут сформулированы вопросы и описаны некоторые черты этой сущности.

В чем заключается экономическая сущность саморегулирования?

Процедурно СРО строительной отрасли формируют финансовые потоки, где за собственные деньги работающие строительные организации покупают себе право вести легальный бизнес (находясь в реестре членов СРО) и (при необходимости) полис страхования по возмещению вреда/ущерба в процессе строительства.

СРО – это насос по откачиванию денежных средств из реального сектора экономики (строительства) в финансовый сектор (банковский и страховой). Можно по-разному оценивать хорошо это или плохо, но реализованный в данной схеме принцип – работает уже 8 лет.

Для чего формируются КФ СРО и в чем их дальнейшая роль?

Насос-СРО путем накопления взносов в КФ СРО формирует отдельный финансовый контур, не связанный с государственным бюджетом. Наряду с этим, средства КФ СРО, размещенные на депозитах, не являются активами банков и в случае кризиса банковской системы кредитования могут служить гарантией расходов на строительство из государственного бюджета. Не надо путать кризис кредитования отрасли с уничтожением банков силами ЦБ РФ, последствием которых является пропажа КФ СРО в депозитах. Наша конструкция подразумевает возможный отказ работающих банков от рисков кредитования долгосрочных строительных проектов. Более того, премьер уже распорядился учредить специализированное отраслевое кредитное учреждение на базе банка «Российский капитал».

Общая сумма КФ СРО, запланированная отраслевыми госорганами (Минстрой, РТН) к наличию на депозитах, озвучена в размере ста миллиардов рублей.

Оформление банковской гарантии для подачи на конкурс строительных подрядов по 44-ФЗ и 223-ФЗ в среднем составляет 2–5% от стоимости подряда. При лучших рыночных условиях это составляет:

  • от 1% до 2%, если можно предоставить залог денежных средств в размере 100% от суммы гарантии.

 

  • от 2% до 3% — при залоге имущества стоимостью не менее 85% гарантийной суммы.

 

  • от 3% — при отсутствии обеспечения. Нас интересует именно этот пункт.

 

Есть основания предполагать, что наличие КФ СРО в размере ста миллиардов рублей по формальным признакам может стать аналогом стоимости банковской гарантии (3% без обеспечения имуществом) для участия члена СРО как подрядчика программы государственного и муниципального строительства. То есть, совокупно при обеспечительном залоге в сто миллиардов можно в соответствии с правилами госконскурсов направить на освоение сумму немногим более трех триллионов рублей.

В программе реновации Москвы, как пилотном проекте освоения местных бюджетных средств через строительство, были озвучены подобные суммы: «Стоимость программы оценивается в 3,5 трлн рублей, и «Москва не возьмет ни копейки из федерального бюджета», обратил ранее внимание в ходе первого чтения законопроекта в Госдуме депутат Николай Гончар.

Откуда возьмутся триллионы на бюджетное строительство?

Эти триллионы напечатают и пустят в оборот в форме целевой эмиссии ЦБ РФ для нужд государственного строительства.

Чиновникам в нелегкое кризисное время будет интересно получить доступ к этим средствам, соблюдая свой главный чиновничий принцип: никогда не брать на себя ответственность.

Для нужд целевого эмиссионного финансирования будет необходимо сообщить правительству о том, что для широкомасштабной программы по строительству сформированы внебюджетные средства, соответствующие стоимости банковской гарантии, и путем широчайшей кампании по очистке отрасли от недобросовестных организаций сформирован пул образцовых генподрядчиков, готовых решать задачи любой сложности на стройках страны.

Тогда кубышку можно открывать!

Какие тактические задачи решают 372-ФЗ и 126-ФЗ?

372-ФЗ и 126-ФЗ решают две тактические задачи.

Первая: 372-ФЗ определил функциональное разделение каждой строительной организации на собственников, оперирующих деньгами, (реестр членов СРО) и специалистов, выполняющих работы, (Национальный реестр строителей). Зерна отделены от плевел – деньги отделены от «рабочих муравьев».

Вторая: поскольку специалист национального реестра зарегистрирован без указания организации, в которой он работает в настоящий момент, он без жесткой привязки к собственнику организации будет в состоянии продолжать подрядные работы на объекте — сдавать заказчику этапы работ, подписывать необходимую документацию и т.д. Из этого может следовать предположение о том, что процедура смены собственника на предприятии может вестись без остановки работ по исполнению подрядных обязательств.

В чем выгода системы СРО для госаппарата?

Для чиновника самое главное – быть причастным к распределению бюджетного финансирования и не нести никакой ответственности за результаты этого финансирования. Строительство – системообразующая экономическая отрасль. Там большие деньги. Планы государственного строительства озвучивались в объеме 15 триллионов рублей с целевыми эмиссионными траншами по 3 – 3,5 триллиона под конкретные программы, например, пилотные проекты по реновации Москвы уже начались.

Важно понимать, что деньги по таким проектам должны будут получать «свои люди». Свои люди в виде членов СРО зарегистрированы в реестрах. Там же указаны допустимые размеры их финансовых обязательств в виде уровней ответственности. Отсортировав в реестре членов СРО организации по уровню ответственности можно определить тех, кто «свой» и в случае необходимости провести замену собственника генподрядной организации без отрыва от производства, поставив на его место «своего». Реестр СРО может служить информационной базой для будущих рейдерских захватов.

Почему нужен региональный принцип формирования СРО?

По нашему мнению, дело опять же в деньгах. При формировании федеральных программ по строительству в том или ином регионе сумма КФ СРО этого региона может служить отправной точкой для планирования финансирования будущих проектов. Например, КФ СРО в регионе N насчитывает один миллиард рублей, значит, на основе такого залогового обеспечения можно привлекать местные региональные банки, задействовать местные региональные бюджеты и планировать финансирование строительных проектов в пределах (условно) тридцати трех миллиардов. В развитие такого механизма Минстрой пытается запустить федеральную систему сметного ценообразования строительства, на основе которой размеры сметы можно будет увязать с общими объемами финансирования и размерами залогового обеспечения строительных подрядов на местах.

Конкретные суммы и проценты на практике безусловно будут меняться. Наша задача – дать обобщенное описание формального механизма реализации строительного процесса.

Чем сердце успокоится в 2021 году?

372-ФЗ обозначает некую временную точку 1 июля 2021, когда организации, выбывшие из состава СРО в 2017 могут забрать свои взносы в КФ. Трудно поверить, что к 2021 году все СРО, куда выбывшие сдавали свои взносы, сохранят свой статус. Наверняка к июлю 2021 все текущие конкурсные производства в банках, где пропали КФ некоторых СРО, будут завершены. Предъявлять будет не к кому. За отпущенные 5 лет члены СРО, потерявших КФ, перейдут в благополучные СРО, а благополучные СРО переформатируются в пункты приема документов для глобальной СРО на базе Национальных объединений. Средства КФ СРО могут добровольно принудительно разместиться на депозитах банка «Российский капитал» или, что еще вероятней в виде облигаций АИЖК в том же банке. Тогда денежный контур отрасли примет безупречные формы и будет забирать живые деньги взносов в КФ строительных организаций, быстро переводя их в облигации АИЖК, которые при случае можно будет продать только с дисконтом, оставляя в банке операционную прибыль.

По поручению Разумных от народа писано в осень 2017 г.

Комментарии:

  1. Давно мы не видели на сайтах глубокой аналитики на настоящее и будущее СРО. В целом согласен с автором. Любым процессам есть объяснения.

  2. Красиво нарисовал!! Почти поверила в разумность госаппарата к финалу))))
    Но чего то явно не хватает- то ли соли, то ли перчика

    1. Не хватает выводов…так сказать, «для тупых и похмельных»
      Статистику участников рынка и финансового обема уже пробовали через СРО собрать,…результат мы знаем.
      Пока кривую распределения объёмов не выправят, система перемены не заметит
      Обемы обеспечения в регионах и без СРО были видны.
      Не особо верю. Пиши вторую серию попроще

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*