Новая стратегия — новые задачи

На прошлой неделе на сайте Российского союза строителей был опубликован проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года.

Документ в определенном смысле многострадальный. В прошлом году профессиональное сообщество потратило круглую сумму на разработку проекта Стратегии строительной отрасли до 2030 года, однако документ был раскритикован и возвращен на доработку. В результате было принято решение об объединении двух стратегий развития (стройотрасли и ЖКХ), за реализацию которых отвечает Минстрой России. Последняя редакция документа описывала стратегические цели развития до 2030 года. Однако летом глава государства передвинул горизонт планирования и документ вновь вернулся на доработку.

Проект стратегии, опубликованный РСС, существенно отличается от документа, который Минстрой России рассылал в апреле 2020 года. Это не техническая правка, связанная с изменением сроков с 2030 до 2035 года. Изменились и структура, и содержание документа.  В том числе, в части развития системы допуска на рынок и саморегулирования. Если в предыдущих вариантах стратегии на долю СРО отводилось исключительно введение обязательной независимой оценки квалификации и постепенный переход к саморегулированию физических лиц, то в новом варианте есть планы по реальной корректировке системы саморегулирования и ее развития в базовый институт допуска на рынок.

По мнению авторов Стратегии-2035 основными проблемами действующей системы допуска на строительный рынок являются:

  • одновременное применение нескольких систем допуска на рынок (например, требование о членстве в СРО и требование получения лицензии на отдельные виды деятельности);
  • отсутствие ответственности большинства специалистов в области строительства; национальные реестры специалистов включают только главных инженеров (архитекторов) проекта, при этом законодательством не установлены требования к оценке их реальной квалификации;
  • несовершенство лестницы уровней ответственности членов саморегулируемых организаций;
  • отсутствие системы специализации строительных организаций по видам осуществляемых работ или объектам;
  • отсутствие у СРО возможности влиять на оценку своих членов заказчиком при заключении с ними договоров, при том, что установлена имущественная ответственность СРО за невыполнение договорных обязательств этими членами.

Согласно проекту документа, цели Стратегии в части совершенствования системы допуска на рынок могут быть достигнуты решением следующих основных задач:

  1. Превращение института саморегулирования в главный инструмент формирования и поддержания благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли;
  2. Усиление роли национальных объединений в строительстве (НОСТРОЙ) и в инженерных изысканиях и проектировании (НОПРИЗ) в содействии в формировании государственной политики в строительной сфере;
  3. Постепенный отказ от дублирования государственных лицензий и допуска саморегулируемой организации на один вид деятельности;
  4. Включение в систему СРО в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования организаций негосударственной экспертизы;
  5. Совершенствование лестницы уровней ответственности членов саморегулируемых организаций:
  • выравнивание требований к размерам взносов в КФ ОДО для СРО различных уровней ответственности;
  • повышение требования к количеству специалистов для членов СРО третьего, четвертого и пятого уровней ответственности;
  • учет страхования ответственности при установлении размера взносов в КФ ОДО;
  • учет численности персонала членов СРО с контролем по объему выплаченного ими НДФЛ.

6. Установление законодательством:

  • процедур признания стандартов и правил СРО в качестве доказательной базы в системе документов технического регулирования, методик оценки регулирующего воздействия этих документов;
  • решений о передаче СРО части государственных функций в сфере контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также регулирование деятельности строительных лабораторий;

7. Введение дополнительных прав и функций СРО по контролю заключения и исполнения их членами договоров подряда, в том числе путем введения обязанностей членов СРО предоставлять в СРО такие сведения.

8. Совершенствование системы репутационной, административной, материальной и уголовной ответственности специалистов, обеспечивающих безопасность строительной продукции на различных этапах жизненного цикла, а также организаций, осуществляющих инвестиционно-строительную деятельность.

Столь же детальным образом в документе описаны проблематика в сфере инженерных сетей ЖКХ, жилищного строительства, технического регулирования, в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Отметим, что одной из задач в части развития и повышения качества инженерных изысканий и проектирования определено повышение профессионального уровня изыскателей и лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование на основе профессиональных стандартов и репутации, внедрение «лестницы компетенций» и регулярного подтверждения квалификации.

В стратегии предусмотрены два возможных сценария её реализации – базовый и альтернативный (консервативный). По базовому сценарию совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» к 2035 году должен увеличиться на 125% и составить 21 424 млрд. рублей (в текущих ценах). По альтернативному сценарию совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» к 2035 году должен увеличиться только на 96% и составить 19 400 млрд. рублей.

Основным координатором реализации Стратегии определено Министерство строительства и ЖКХ, с участием Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства образования и науки во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, муниципальными органами, институтами развития и научными организациями, профессиональным сообществом строительной отрасли, а также коммерческими застройщиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*