Сегодня заканчивается срок публичных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы по законопроекту, предусматривающему изменения в Градостроительный кодекс в части саморегулирования в сфере строительства.
Законопроект в числе прочих новелл вводит Единый федеральный реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и исключает из перечня основных функций Национальных объединений саморегулируемых организаций необходимость ведения Единых реестров членов саморегулируемых организаций.
Таким образом, в перечне основных функций НО СРО, определённом статьёй 55.20 Градостроительного кодекса РФ, остаётся 10 пунктов, многие из которых имеют весьма абстрактные формулировки:
1) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
Посмотреть остальные
2) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
4) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов, на действия (бездействие) специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, включенных в национальные реестры специалистов (за исключением жалоб и иных обращений саморегулируемых организаций);
6) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, и осуществление выплат из него в соответствии с ГрК РФ;
7) подготовка и утверждение заключений о возможности внесения/об отказе во внесении сведений о саморегулируемых организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений о возможности/об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций;
8) взаимодействие с саморегулируемыми организациями, органом надзора за саморегулируемыми организациями в части получения и передачи предусмотренной ГрК РФ информации;
9) разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
10) ведение НРС.
По одной из версий, предложение о передаче функции ведения реестра членов СРО в государственные руки продиктовано не только шкурным интересом группы функционеров позицией Минфина России, но и невозможностью интеграции Национальных объединений СРО, созданных в форме НКО с государственными информационными системами. С точки зрения законодательства, передать реестры в ведение Минстроя России проще, чем включить НКО в государственную систему обмена данными. Эта проблема подробно обсуждалась при введении НРС, и по этой логике, лишение Национальных объединений функции по ведению НРС — вопрос времени.
Нельзя исключать, что уменьшение количества функций позволит Национальным объединениям сосредоточиться на их качестве.
В частности, дирекция Национального объединения строителей вспомнит, чьи интересы она должна представлять в органах государственной власти, и перестанет игнорировать предложения и нужды членов профессионального сообщества. То же касается и выплат из компенсационных фондов членам исключённых саморегулируемых организаций, о которых весьма подробно написал давеча добровольный эксперт наших коллег по перу.
Наконец, позволим себе напомнить, что настоящие поправки в Градостроительный кодекс – не единственный законопроект, ожидающий принятия. В новой редакции Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» законодатель настаивает на добровольном членстве СРО в Национальных объединениях. А кто будет добровольно держать на балансе организацию, систематические действия которой идут в разрез с доводами рассудка интересами балансодержателя?