Мы оглянулись посмотреть…

Vectorpocket

Вроде бы еще вчера мы писали планы на 2021 год, как внезапно настало время подводить его итоги, праздновать победы и оплакивать поражения. Каким мы запомним уходящий год?


Очевидно, он был непростым1 как для строительной отрасли в целом, так и для системы строительного саморегулирования. Затянувшийся экономический кризис, спровоцированный пандемией, потребовал и от властей, и от профессионального сообщества приложить все усилия для сохранения стабильности и достижения плановых показателей.

В сферу строительства хлынул беспрецедентный поток бюджетных средств. Каждую неделю на сайте российского правительства появлялись новости о выделении дополнительных миллионов и миллиардов на ускорение реализации различных государственных программ, появились новые финансовые механизмы (инфраструктурное меню), были заявлены новые программы – по капитальному ремонту школ и расселению аварийного жилья.

В числе важных структурных преобразований нельзя не вспомнить появление и начало активной работы ППК «Единый заказчик в сфере строительства», генеральным директором которой был назначен Карен Oгaнecян. Также стоит отметить неуклонное расширение полномочий Минстроя России в различных направлениях регуляторной деятельности и небывалую активность главного отраслевого ведомства в части нормативно-правовых и законодательных инициатив. Что вполне объяснимо – в качестве основных механизмов ускорения и наращивания объемов строительства кабинет министров выбрал беспрецедентное увеличение объемов финансирования (в том числе за счет повышения доступности длинных и дешевых кредитов) и «прорывное» сокращение количества разрешительные процедур и согласований. Впрочем, структурные преобразования в отрасли еще не закончены.

Рост цен на строительные ресурсы и удорожание стоимости строительных проектов стали еще одной центральной темой уходящего года. Так как рост цен поставил под угрозу исполнение договорных обязательств членами СРО, их национальным объединениям пришлось проявить активность в лоббировании механизмов пересмотра стоимости ранее заключенных контрактов.

В 2021 году над строительным сообществом внезапно нависла угроза мгновенного перехода на BIM-технологии, который к концу года был незаметно переименован во внедрение машиночитаемых форматов и технологий информационного моделирования в течении инвестиционно-строительного цикла, который начнется в 2022 году (а не с 1 января, как ожидалось). Как следствие, за прошедший год была создана инфраструктура для обучения специалистов новым цифровым компетенциям.

В повестку дня вернулась тема рейтингования самих СРО и их членов. В начале уходящего года портал «Правда о СРО» опубликовал рейтинги влиятельности строительных, проектных и изыскательских СРО. До начала лета тема рейтингования подрядных организаций – членов СРО обсуждалась на федеральном уровне в рамках дискуссии вокруг «оптимизационного» проекта поправок в закупочное законодательство и 44-ФЗ.

Результатом этих дискуссий стала «перепрошивка» деятельности Технического комитета по стандартизации ТК 066 «Оценка рейтинга деловой репутации предприятий»: председателем ТК был назначен Николай Капинус, в состав комитета вошли НОСТРОЙ, НОПРИЗ и более десятка федеральных ведомств, что оказало существенное влияние на ближайшие планы ТК 066.

Безусловно, одним из главных событий года для системы саморегулирования в строительстве стало принятие пакета поправок в Градкодекс о независимой оценке квалификации (НОК) специалистов, внесенных в НРС, открывающий новые горизонты для деятельности СРО и наконец разрешивший ряд правовых проблем в движении и учете средств компенсационных фондов. Фактически «гештальт» или точнее дыры в регулировании деятельности СРО, оставленные печально известным 372-ФЗ, наконец заштопаны законодателем и система саморегулирования может двигаться дальше. Отметим, что вектор этого движения нравится далеко не всем, но что делать – нельзя жить в стране и быть полностью свободным от тенденций в ее развитии.

В этом году мы вновь не дождались утверждения Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года, работа над которой началась еще в 2019 году и стоила саморегулируемому сообществу десятки миллионов рублей. Очередную редакцию проекта Стратегии-2035 кабинет министров намерен рассмотреть только в мае 2022 года. Не случилось в уходящем году и полноценного долгожданного перехода отрасли на ресурсно-индексную модель ценообразования в строительстве.

В сфере добровольного саморегулирования стоит отметить появление в законодательстве института признания деятельности СРО со стороны государственных органов надзора. Кроме того, возникла дискуссия о том, в юрисдикцию какого надзорного органа должны попадать саморегулируемые организации в области строительства с добровольным членством. Судебные разбирательства петербургских саморегуляторов с Росреестром по этому вопросу дошли до Верховного суда РФ, который сделал выбор в пользу Ростехнадзора. Однако возможность дальнейшего оспаривания судебного решения не позволяет окончательно закрыть вопрос в 2021 году.

В сфере обязательного саморегулирования наметилась тенденция к реализации в ряде отраслей вертикальной системы управления, при которой в отрасли остается одна саморегулируемая организация, чью деятельность в довольно жестких рамках контролирует уполномоченный орган государственной власти. Правда, сама СРО в этих обстоятельствах получает чуть больше полномочий в осуществлении текущей деятельности: в управлении реестрами, контроле исполнения стандартов, повышении квалификации и т.п.

Также стоит отметить тенденцию к росту стоимости членства в строительных СРО. Впрочем, в большинстве случаев это связано не с деятельностью самих СРО, а с повышением размера членских взносов в Национальное объединение строителей. Напомним, год назад на Всероссийском съезде строительных СРО было принято решение об их увеличении с 1 июля 2021 года.

Ростехнадзор возобновил плановые проверки и провел встречу с сотрудниками СРО. В ходе проверок зачастую возникали вопросы к должностным обязанностям специалистов, сведения о которых внесены в НРС. Полагаем, что в наступающем году таких вопросов будет меньше, т.к. теперь обязанности ГИП и ГАП получили закрепление на уровне Градостроительного кодекса. Другой тенденцией проверок СРО в уходящем году стало вызывающее недоумение количество «типичных» нарушений, выявляемых Ростехнадзором из месяца в месяц у деятельности различных СРО. Даже наличие планов проверок и чек-листов для самопроверки не смогли убедить СРО готовиться к проверкам внимательней. Анализ этой необъяснимой закономерности отставим за скобками.

Начались выплаты членам, исключенным до 1 июля 2017 года, к которым СРО начали готовиться заблаговременно, но всех нюансов предусмотреть все же не сумели. Так, только к концу года при участии членов Общественного совета по развитию саморегулирования были восстановлены права на возврат взносов бывших членов СРО, чьи саморегулируемые организации были исключены из государственного реестра.

Верховный суд РФ в уходящем году поставил точку в споре о принадлежности обследования оснований зданий и сооружений к изыскательской деятельности. Данное решение привело к росту количества СРО инженеров-изыскателей: в 2021 году в реестре появилось четыре новых изыскательских СРО – две в Москве и по одной в Санкт-Петербурге и Архангельске.

В целом, 2021 год был весьма богат на судебные разбирательства всех мастей. Помимо уже привычных исков НОСТРОЙ о взыскании компенсационных фондов саморегулируемых организаций, исключенных из государственного реестра, а также попыток СРО оспорить предписания, выданные Ростехнадзором по итогам проверок, появились иски от физических лиц о включении в НРС НОСТРОЙ, внутрикорпоративные разбирательства в СРО, а также многочисленные тяжбы с Фондом капитального ремонта. Последние представляют столь серьезную угрозу сохранности средств компенсационных фондов, что юристы саморегулируемых организаций приняли решение объединить усилия и сообща выстроить единую линию защиты.

Если описывать институт саморегулирования в цифрах, то картина 2021 года будет выглядеть следующим образом:

  • на конец 2021 года в государственном реестре саморегулируемых организаций состоят 224 действующих строительных, 170 проектных и 46 изыскательских СРО.
  • за прошедший год из государственного реестра исключены 3 СРО (одна проектная и две строительные);
  • за тот же срок в государственный реестр включены 10 СРО (четыре изыскательских, три проектные и три строительные);
  • по итогам 11 месяцев 2021 года общее количество членов саморегулируемых организаций строительного комплекса превысило 163 тысячи, увеличившись на 4,4% по сравнению с прошлым годом;
  • в компенсационных фондах саморегулируемых организаций в области строительства аккумулировано более 117 миллиардов рублей (без учета выданных займов);
  • за 2021 год из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств строительных СРО выдано 129 займов на общую сумму 2,43 миллиарда рублей.

Наконец, резонансный диалог президента Координационного совета СРО АИИС Михаила Богданова с Президентом России Владимиром Путиным лишний раз напомнил нам о том, что многие события в строительном саморегулировании определяют вполне конкретные люди. А потому справедливо будет вспомнить наиболее яркие медиа — звёзды.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков в уходящим году стал общепризнанной медиа-звездой и несколько раз засветился на федеральных каналах (всякий раз, впрочем, вызывая в зрителях лишь желание посоветовать ему квалифицированного барбера). Ничем иным, кроме прокачивания собственной политической фигуры, Антон Николаевич в 2021 году не запомнился. Предложенная им инициатива по спасению российской экономики путем выдачи займов из компенсационных фондов саморегулируемых организаций на 40 миллиардов рублей, паче чаяния цели не достигла. А заявленная им в начале года задача сформировать всероссийскую электронную базу вакансий для рабочих строительных специальностей к концу года трансформировалось в соглашение о повышении квалификации узбекских строителей. Как бы то ни было, громкие заявления президента НОСТРОЙ должны были добавить ему политических очков. Остается пожелать Антону Николаевичу, чтобы его усилия не пропали втуне в новом году и федеральные чиновники от строительства вспомнили о скромном сибирском парне в ходе очередных кадровых перестановок.

Александру Князеву этот год напомнил о законе бумеранга. Пытливый читатель помнит, как в далеком 2017 году Александр Леонидович в компании крепких молодчиков пытался захватить офис Национального объединения изыскателей и проектировщиков и свергнуть руководителя аппарата НОПРИЗ Сергея Кононыхина с его поста. Спустя четыре года Сергей Александрович стал непосредственным начальником Александра Князева, получив (почти без рукопашной, заметим в скобках) должность исполнительного директора НОСТРОЙ. Ходить в подчиненных бывшего антагониста господину Князеву пришлось недолго — спустя несколько дней он покинул НОСТРОЙ вслед за своим прежним патроном. Последний, кстати, освободил занимаемую должность на удивление тихо. Виктор Прядеин воздержался от прощальных публичных заявлений и благодарственных речей в адрес тех, с кем провел шесть лет жизни. Пожелаем Виктору Васильевичу и Александру Леонидовичу в Новом году удачи! А Сергею Александровичу — сил: предшественники оставили ему такие авгиевы конюшни, расчистить которые сможет не всякий Геракл.

Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз в 2021 году в очередной раз пролетел на выборах в Государственную Думу как известное деревянное изделие над европейской столицей. Однако последующие события заставили нас задуматься, что Антона Михайловича совершенно напрасно не берут в депутаты. Его небывалый дар убеждения, позволивший сохранить свое кресло несмотря на исключение из госреестра Ассоциации «Балтийский строительный комплекс», в компенсационном фонде которой недосчитались 880-ти миллионов рублей, очень пригодился бы в кулуарах нижней палаты парламента.

Второй вице-президент НОСТРОЙ Александр Ишин, на первый взгляд, звезд с неба не хватал, но упорно цокал к своим целям. Одну из них — не засветить истинный размер компенсационного фонда возглавляемой им саморегулируемой организации — он с успехом достиг. Вторая вышина — контроль над образовательным процессом в рамках Национального объединения строителей — будет взята со вступлением в силу закона о независимой оценке квалификации. Пожелаем Александру Васильевичу в будущем году смотреть в оба и не упустить столь лакомый кусочек из рук!

Что же до «Правды о СРО», то на протяжении всего 2021 года мы старались оставаться верными себе: оперативными, объективными и остроумными. Не можем не похвастаться — одна птичка принесла на хвосте, что в одном управлении одного надзорного органа утро начинается не только с чашечки кофе, но и с чтения наших — объективных и остроумных — материалов! Поэтому в наступающем году мы намерены несколько расширить нашу деятельность и пригласить саморегулируемые организации всех мастей к сотрудничеству: мы с удовольствием поддержим ваши интересные проекты и конструктивные начинания, расскажем о новостях СРО — в обмен на поддержку нашей независимости.

В завершение благодарим тебя, пытливый читатель за то, что выбирал нас в уходящем 2021 году! С Новым Годом! Не переключайся!


1Из ежегодного новогоднего обращения президента Российской Федерации Владимира Путина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*