При проведении проверок саморегулируемых организаций Ростехнадзор обязан учитывать не только Градостроительный кодекс РФ и ФЗ «О саморегулируемых организациях», но и законодательство о банкротстве.
К такому выводу пришли юристы Минстроя России, отвечая на обращение очередного обеспокоенного саморегулятора.
А вопрос Министерству был задан следующий.
«Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области строительства осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Обязан ли Ростехнадзор проводить государственный надзор (внеплановые проверки) саморегулируемых организаций с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также требований норм Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающего, что денежные средства (включая средства компенсационных фондов) не могут быть признаны утраченными до завершения конкурсного производства (ликвидации организации)?»
Указанный вопрос был связан с тем, что, как показала практика, при проведении проверок органы Ростехнадзора зачастую руководствуются исключительно узким кругом нормативно-правовых актов и набором формальных «клише», зачастую игнорируя нормы Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые также подлежат применению в сложных правоотношениях. При этом ситуация усугубляется тем, что в проведении проверок участвуют только сотрудники Управления государственного строительного надзора, но не участвуют юристы Правового управления Ростехнадзора, которые имеют более глубокие знания в области юриспруденции и некоторое представление в том числе о складывающейся судебной практике по спорным вопросам.
Письмом от 26 июня 2019 года №23451-ОГ/02 Правовой департамент Минстроя России выразил следующее официальное мнение.
«Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Федеральный закон № 294-ФЗ) определяются общие правила организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов, а также устанавливаются права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона №294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
При этом согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в том числе из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В этой связи при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций должны соблюдаться права и законные интересы проверяемого лица с учетом положений законодательства о саморегулировании, градостроительной деятельности и несостоятельности (банкротстве)».
Таким образом, Минстрой России разделяет мнение судебных органов арбитражной системы Российской Федерации о том, что спорные правоотношения по формированию и размещению средств компенсационных фондов СРО в случае банкротства кредитных организаций должны рассматриваться с учетом требований в том числе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Специально для «Правда о СРО»
СРОМАСТЕР
Есть возможность разместить в общем доступе письмо Правового департамента Минстроя от 26 июня 2019 года №23451-ОГ/02 ? Думаю, многим СРО оно было бы полезно. Или ссылку на него дайте, чтобы распечатать можно было.
Ирина, позиция автора материала относительно публикации оригиналов отзывов подробно отражена в комментариях к публикации Ростехнадзор и Минстрой разошлись во взглядах.
Самостоятельное получение аналогичного отзыва при условии направления аналогичного запроса, как правило, занимает от 7 до 10-ти рабочих дней.
Добрый день, Ирина. К сожалению, заявитель не разрешил мне публикации оригинала ответа Минстроя России.
В статье есть номер ответа и дата. Обратитесь с аналогичным вопросом в Минстрой самостоятельно и сошлитесь на эти дату и номер.