Минстрой: национальные объединения выходят за рамки полномочий

штатный живописец "Правды о СРО"

С фактической утратой надежды на «амнистию» компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размещенных в банках, признанных впоследствии банкротами, неизбежен рост спроса на получение новыми некоммерческими организациями статуса СРО.

Об этом говорят и участившиеся запросы потенциальных саморегуляторов в компетентные органы (Ростехнадзор, Минстрой России, Минюст России), касающиеся процедуры включения в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Так, одним из наиболее актуальных стал вопрос о требованиях, предъявляемых к уставам НКО, претендующих на статус СРО. И вопрос, действительно, не праздный, так как, формально, требования к союзу (ассоциации) и их уставам до получения статуса СРО и требования к их уставам после получения статуса принципиально различаются.

Ранее Ростехнадзор уже неоднократно в своих официальных ответах указывал на то, что не уполномочен на комплексную проверку уставов НКО, претендующих на статус СРО, и проверяет только наличие в уставе сведений о виде саморегулируемой организации (ст. 55.3 Градостроительного кодекса РФ), а также соответствие внутренних документов организации (ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ) этому уставу. При этом Ростехнадзор корректно уклонялся от оценок законности и обоснованности действий соответствующих национальных объединений СРО по сплошной проверке уставов заявителей.

Здесь следует пояснить, что национальные объединения СРО при выдаче отрицательных заключений о возможности включения сведений об НКО в государственный реестр саморегулируемых организаций выдают довольно обширные замечания по содержанию уставов заявителей, де-факто, проводя юридическую экспертизу этого учредительного документа, проверку которого, де-юре, вправе проводить лишь Минюст России.

При этом только на исправление зачастую надуманных замечаний у некоммерческой организации, как правило, уходит более двух месяцев (созыв общего собрания, подготовка документов, утверждением новой редакции устава, прохождение регистрации в территориальных управлениях Минюста России и пр.).

Усомнившись в правомерности подобных действий со стороны национальных объединений, некоторые заинтересованные лица обратились в Минстрой России с таким вопросом:

«Имеет ли право национальное объединение при рассмотрении заявления некоммерческой организации о внесении сведений в государственный реестр СРО проводить «экспертизу» копии устава некоммерческой организации и указывать на необходимость доработки устава или привидения его с соответствие с действующим законодательством РФ в сфере саморегулирования? Если «да», то просим привести соответствующие нормы законодательства РФ в сфере саморегулирования».

Письмом от 13 ноября 2018 года Минстрой России выразил следующее мнение по поставленному вопросу.

«Сведения о некоммерческой организации вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций на основании заявления о внесении сведений о такой некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, документов, подтверждающих соответствие такой некоммерческой организации требованиям, указанным в статье 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также документов, предусмотренных частью 8 статьи 20 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в том числе копии устава некоммерческой организации.

Согласно части 8 статьи 55.20 Кодекса одной из основных функций национальных объединений саморегулируемых организаций является подготовка и утверждение заключений о возможности внесения сведений о саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в государственный реестр саморегулируемых организаций и заключений об отказе во внесении сведений о таких саморегулируемых организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций.

На основании пункта 5 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации национальные объединения саморегулируемых организаций вправе утвердить внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Вместе с тем согласно части 2.2 статьи 55.2 Кодекса основанием для утверждения Национальным объединением саморегулируемых организаций заключения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций является ее несоответствие только требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 Кодекса».

Таким образом Минстрой России подтвердил, что национальные объединения выходят за пределы оснований, установленных законом, при выдаче заключений об отказе во внесении сведений об НКО в государственный реестр СРО, основываясь на замечаниях к уставу заявителей.

Специально для Правды о СРО,
СРОМАСТЕР

Комментарии:

  1. Сромастер, браво! И как же нам бороться с превышением полномочий со стороны НОСТРОЙ в условиях абсолютного правового нигилизма его актуального руководства? )

    1. как что?! инициировать новую проверку нострой со стороны минстроя россии. Старое предписание как бы исполнили — уже пора новое выписывать..

    2. Рецепт борьбы тут один: не иметь замечаний по иным пунктам при подаче документов на статус СРО. Полагаю, что при отсутствии иных замечаний НОСТРОЙ просто не рискнет тормозить пакет из-за устава.

      Вместе с  тем я пока не видел случая, чтобы НОСТРОЙ дал отлуп претенденту только из-за устава.

      Вариант действий де может быть таким: получили замечания — исправили то, что не касается устава, — сдали снова в НОСТРОЙ. По уставу подготовили пояснительную записку и приложили письмо от Минстроя России.

      Письмо, к сожалению, содержит персональные данные физического лица и мне не разрешили его публиковать. Но любой гражданин РФ может обратиться с аналогичным запросом в Минстрой России и получить аналогичный ответ. Более того, одинаковые ответы Минстрой России высылает быстрее, чем в установленный законом месячный срок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*