23 марта Окружная конференция по СКФО вновь подняла вопрос о разработке законопроекта о строительном подряде. Ранее эта тема упоминалась на годовом общем собрании Ассоциации «Гильдия строителей СКФО».
Сегодня договорные отношения между строителями и государственными (муниципальными) заказчиками регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе для государственных закупок». При этом заказы распределяются, в том числе, посредством электронных аукционов, главным критерием которых является минимальное ценовое предложение.
Участники профессионального сообщества не первый год говорят о необходимости полностью исключить проведение электронных аукционов при размещении госзаказа на строительство, а главными критериями при выборе подрядчика сделать опыт и объём ранее выполненных работ, финансовую устойчивость, наличие собственных средств и кадрового потенциала.
Особенно остро вопрос возобновления работы над законопроектом о строительном подряде встал после торжественной презентации заместителем министерства строительства и ЖКХ РФ проектов типовых контрактов на строительство и на проведение проектных и изыскательских работ. В свете ответственности СРО за исполнением их членами договорных обязательств типовые контракты и прозрачность процедуры их заключения очень и очень не помешали бы. Однако документы, призванные чётко разграничить ответственность заказчика и подрядчика, при ближайшем рассмотрении реальных механизмов урегулирования актуальных проблем не содержат. Возможно, именно по этой причине процедура оценки регулирующего воздействия и антикоррупционная экспертиза по ним до сих пор не завешены.
Отметим, что у Национального объединения строителей наработана обширная методическая база по теме строительного подряда. В 2015 году на разработку нормативных документов в сфере регулирования закупочной деятельности НОСТРОЙ потратил более 20 миллионов рублей. Результатом стал проект Федерального закона «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц». Документ неидеальный, но концептуально поддержанный Экспертным советом НОСТРОЙ и рекомендованный после доработки к внесению в Государственную Думу РФ.
В текущем году на совершенствование механизмов осуществления закупок в сфере строительства запланировано 6,5 миллионов рублей, которых будет вполне достаточно1 для «определения места законопроекта в системе нормативных актов, регулирующих закупки», а также для устранения иных замечаний Экспертного совета.
Но в каких бы объёмах не финансировались эти работы, важен даже не сам законопроект, а достаточность политической воли для изменения системы распределения государственных заказов на стройку, которая в Российской Федерации не меняется десятилетиями.
В завершении добавим, что не случайно о необходимости принятия специального законопроекта заговорили именно дагестанские строители. В начале текущего года в Республике Дагестан разразился коррупционный скандал с участием местных правительственных чиновников. Следствие установило, что через строительный сектор были выведены миллиарды бюджетных рублей. Многие СМИ отметили также непосредственное участие в выводе бюджетных средств конкретного чиновника Минстроя России. Мы воздержимся от имён, отметим только, что, по мнению членов профессионального сообщества, указанному чиновнику очень к лицу узорчатые шёлковые халаты.
1 Впрочем, разработку документа такой важности не грех финансировать из резерва Совета НОСТРОй, который из года в год парадоксальным образом только увеличивается, несмотря на снижение доходной части бюджета.
Бесполезная и никому не нужная работа, которая никогда не найдет своего завершения.
Также, как и проект Федерального закона «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц».
Просто сидят и пилят бабки на пустом месте.
Есть бабло — есть планы как его попилить!! примечательно, что «заводят» тему через СК — сто пудов съезд поддержит
то что без политической воли ничего не будет подмечено верно. так вот — политической воли не будет. слишком жирная кормушка